Суд временно засекретил дело Олега Сорокина
Нижегородский райсуд, рассматривающий уголовное дело в отношении бывшего главы города Олега Сорокина и бывших сотрудников угрозыска Евгения Воронина и Романа Маркеева, решил провести в закрытом режиме допрос части свидетелей. В суд явился бывший заместитель начальника нижегородского ГУВД Виктор Цыганов (ныне генерал полиции возглавляет Приволжское управление Росфинмониторинга - Ъ). Он должен был дать показания о подготовке в 2004 году «оперативного эксперимента» с вывозом в лес Александра Новоселова, который сейчас предъявлен обвиняемым как его похищение. Гособвинение попросило допросить свидетеля Цыганова в закрытом режиме, объяснив это тем, что при его допросе могут быть разглашены сведения составляющую «служебную тайну» органов МВД и соображениями его безопасности.
Это ходатайство вызывало возмущение у стороны защиты. Напомним, ранее адвокат Андрей Юдин просил передать уголовное дело в областной суд для закрытого рассмотрения из-за материалов с грифами «Секретно» и «Совершенно секретно», касающемся оперативных методов работы сотрудников угрозыска. Однако суд в этом отказал, сославшись на ответы из ГУВД о том, что все данные материалы в деле Олега Сорокина были рассекречены в ходе расследования (скопировать эти ответы защитникам не дали -Ъ).
Напомнив судье Екатерине Кислиденко, что ее же решением установлено отсутствие в уголовном деле какой-либо охраняемой законом государственной тайны, адвокаты попросили оставить процесс открытым. Также защита настаивала на том, что такого понятия, как «служебная тайна» полиции в Уголовно-процессуальном кодексе РФ нет. Олег Сорокин сказал, что он против такой «избирательности», когда выступления наиболее важных свидетелей будут максимально скрывать от общественности и СМИ. «Если суд взял на себя такую ответственность и принял решение проводить процесс открыто и гласно, давайте придерживаться этой линии. Закрывая подобное заседание, где будут исследоваться методы раскрытия тяжких преступлений, надо было весь процесс делать секретным», — заявил главный обвиняемый.
В полемике с защитой прокурор и судья не раз подчеркнули, что сведений, составляющих гостайну, в уголовном деле нет. Бывший оперуполномоченный Роман Маркеев, напротив, настаивал, что такие материалы есть и риторически спрашивал прокурора Елену Шкаредную, имеется ли у нее допуск к секретности. Мотивируя свое решение частично сделать судебный процесс закрытым, судья Екатерина Кислиденко сообщила, что будет исследоваться информация ДСП о «порядке рассекречивания» документов, а свидетели из числа бывших и действующих сотрудников МВД могут раскрыть данные о своей профессиональной деятельности, относящиеся к «иной, охраняемой законом тайне». По решению суда, генерала Виктора Цыганова и еще трех свидетелей из бывших сотрудников МВД допросят в закрытом режиме, после чего судебный процесс будет вновь открыт для слушателей.