Строительство ЦКАД задержится на пару лет

Почему инфраструктурный проект затягивается

Центральную кольцевую автодорогу нельзя построить в срок. К такому выводу пришла Счетная палата. Как сообщается на ее официальном сайте, в основном это связано с низким качеством проектирования трассы и длительными процедурами по изъятию и оформлению земельных участков. Кроме того, на некоторых участках не хватает рабочих и дорожно-строительной техники. ЦКАД должен стать платным дублером так называемой «бетонки» — кольцевой дороги, которая проходит по Подмосковью. Предполагается, что проект разгрузит как эту трассу, так и МКАД. Изначально первые участки новой трассы планировалось сдать в 2018 году, но теперь, по данным Счетной палаты, это удастся сделать не ранее четвертого квартала 2020-го.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Почему же ЦКАД не появится вовремя? Счетная палата назвала основные причины, но к ним можно добавить и смену подрядчиков на участках этой дороги. Так считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов: «Специфика здесь достаточно сложная, поскольку при смене подрядчика могут оставаться какие-то дефекты, которые не были устранены, это абсолютное обычное дело. Если стройка почему-либо заморозилась, вы платите за простой — три месяца постояли, все разбежались, надо нанимать новых. Сюда входят и подъемные, и мобилизационные ресурсы, и потом, когда уже работы возобновились или по каким-то причинам интенсифицировались, надо где-то найти технику. Соответственно, ты в срочном порядке ищешь ее и платишь больше.

Вопрос в том, что объект большой, нужный, но, правда, идеологически сомнительный.

Никто не убедил общественность в том, что платные дороги жизненно необходимы и что нельзя было построить бесплатную».

Строительство Центральной кольцевой автодороги началось в 2014 году. Ее протяженность составит 530 км, а затраты на проект ранее оценивались в 300 млрд руб. Сроки строительства могут сдвигаться еще и потому, что необходимо переносить множество пролегающих на пути трассы коммуникаций. А это надо дополнительно согласовывать, поясняет старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Екатерина Решетова: «ЦКАД — действительно очень масштабный российский проект. Он не единственный, у которого откладывались сроки: то же самое происходило и с другими проектами Москвы и Санкт-Петербурга.

Это связано с привлечением частных инвестиций и наверняка с задержками согласования и выкупа земельных участков.

Такие процедуры очень часто увеличивают стоимость и затягивают сроки. Если причиной действительно стали еще и дополнительные какие-то перекладки, особенно коммуникаций, то могут затрагиваться интересы и частных собственников».

В прошлом году Счетная палата также проверяла строительство ЦКАД и выявила многомиллиардные нарушения, допущенные с 2016-го по 2017-й. А в октябре 2018-го провести масштабную проверку при строительстве этой трассы поручил Владимир Путин.

Владимир Расулов

Вся лента