Автобусы въехали в дефицит

В Сургуте из-за морозов возникли проблемы с общественным транспортом

Жители Сургута (ХМАО) массово пожаловались в мэрию на дефицит и поломки общественного транспорта. Как сообщили в пресс-службе городской администрации, «меры по решению проблемы рассматриваются и будут приняты в ближайшее время». В транспортных компаниях дефицит транспорта объяснили сильными морозами, из-за которых машины выходят из строя. Эксперты полагают, что компании могли ограничить количество транспорта из-за невыгодности бизнеса при низких тарифах.

Фото: Михаил Филиппов, Коммерсантъ

Информацию о жалобах жителей Сургута на дефицит общественного транспорта и его поломки подтвердили в городской администрации. «Жалобы о недостатке машин касаются различных маршрутов, поступают также письма о поломках транспорта. В ближайшее время мы планируем принять какие-то меры, пока обсуждаются возможные варианты»,— сообщил начальник отдела по организации транспортного обслуживания департамента городского хозяйства Сургута Рустам Гильманов.

Из девяти предприятий, осуществляющих перевозки общественным транспортом, на звонки и запросы «Ъ-Урал» ответили в двух организациях. Исполняющий обязанности директора в ООО «Сургутгазсервис» (обслуживает 12, 30 и 33 маршруты) Александр Николаенко сообщил, что дефицит транспорта связан с его поломками, которые происходят из-за морозов (по данным Гидрометцентра в Сургуте -40 °C). «Системы транспорта, топливо не приспособлены к таким низким температурам, поэтому машины встают на полпути. Их отгоняют в спецпункты, где отогревают, и они продолжают движение. В среднем транспорт нормально функционирует в течение двух-трех часов, по нашим подсчетам, при минус 50 градусах мы можем испытать дефицит порядка 30% машин»,— рассказал господин Николаенко. Он добавил, что сегодня в его компании «работает в усиленном режиме группа механиков, которая проверяет состояние транспорта перед выездом». В ООО «ТНК “Транссиб”» (обслуживает 27 и 40 маршруты) сообщили, что «транспорт ходит согласно графику, жалоб не получали».

В декабре 2018 года сургутские перевозчики пытались поднять цены за проезд по 11 нерегулируемым маршрутам с 23 руб. до 25 руб., еще по двум маршрутам частный перевозчик ООО «Центр» установил тариф в 40 руб. Также с января 2019 года планировалось установить регулируемый тариф в 25 руб. на девяти маршрутах. Однако через неделю глава Сургута Вадим Шувалов заявил об отмене решения о повышении цен на проезд из-за общественного резонанса. Он сообщил, что с 1 января в Сургуте тарифы поднимут только ООО «Автотриада» по 8 и 21 маршрутам до 35 руб. и ООО «Центр» — по 45 и 47 маршрутам до 40 руб. Билеты по остальным 18 направлениям будут стоить 25 руб. По словам господина Шувалова, «дешевые» рейсы перекрывают весь город, поэтому люди смогут выбирать автобус.

Эксперты полагают, что компании ограничили количество общественного транспорта по экономическим причинам. «Как правило, перевозчик через сотрудничество с муниципальными властями получает от установленного тарифа только половину суммы. Незначительное повышение цен за проезд не покрывает расходов, которые несут компании с 2019 года. Речь идет о повышении стоимости топлива на 20% и роста НДС до 20%»,— сообщил собеседник «Ъ-Урал» из транспортной отрасли. Он предположил, что в таких условиях рынок сургутских перевозчиков может покинуть несколько компаний из-за невыгодности бизнеса. Эксперт добавил, что для успешного состояния отрасли необходимо, чтобы «госструктуры воспринимали перевозчиков как бизнес-партнеров и инвесторов в сектор», а не обращались к ним «по остаточному принципу».

Дарья Соколова

Вся лента