Дело «школьного хакера» вновь перекочевало в суд
Нужно ли наказывать юношу, взломавшего электронный дневник
В Новосибирске подростка судят за то, что он исправил оценки в электронном журнале. Следователи расценили его действия как неправомерный доступ к компьютерной информации. Теперь ему грозит до двух лет тюрьмы. Впрочем, юристы считают, что обвинения против него надуманы. Чем может закончиться эта история? Разбирался Иван Якунин.
Владимир Жоглик, выпускник местной гимназии №5, увлекался информатикой и математикой, ездил в Москву на конференции по робототехнике, даже преподавал у младших классов. В 2016-м году учителя заметили, что оценки в электронном журнале кто-то меняет. Жоглик — единственный, кто сознался. Без особых разбирательств администрация школы направилась в полицию, рассказала «Коммерсантъ FM» мама ученика Лилия Жоглик: «Обвинение в адрес моего сына было предъявлено директором гимназии сразу же.
То, что был подан иск по уголовной статье, при чем сразу же, для меня было шоком.
Пострадавшим по статье о моральном вреде изначально была только школа. Но так как юридическому лицу моральный вред причинен быть не может, то, соответственно, это было одним из поводов, почему дело 8 декабря 2017 года вернули из суда на дорасследование».
После этого в списке пострадавших оказалась не только школа, но и ученики, которым Жоглик исправил оценки, естественно, в лучшую сторону. Всего насчитали 51 эпизод незаконного проникновения в систему. Но одноклассники себя пострадавшими не считают, пояснил «Коммерсантъ FM» адвокат школьника Александр Балян: «У нас в деле вообще отсутствует состав преступления в деятельности Жоглика. Исправление оценок в школьном дневнике, если это электронный дневник, может подпадать под ст.272 УК РФ, только если эти оценки являются охраняемой законом информацией. В этом случае следователь применил закон «О персональных данных», которые принадлежат владельцам. Ими являются школьники, чьи оценки исправлены.
В том же обвинительном заключении указано, что они сами попросили их исправить, внимание, вопрос: что нарушено?»
Есть еще несколько юридических моментов, которые защита собирается использовать, чтобы доказать невиновность Владимира Жоглика. Например, не была проведена компьютерная экспертиза, чтобы доказать, что именно он исправлял оценки. Сам он только признался в этом на школьном собрании. Но вдруг он брал на себя ответственность за друга? Известно, что именно одноклассник получил пароли и передал Жоглику, то есть систему никто не взламывал. Это распространенная история, делится опытом житель столицы, недавно окончивший школу: «Проблемы еще и в самих учителях, которые оставляли свои пароли, написанные на листочке, где угодно. Я как раз заканчивал 11 класс, когда только начинали вводить электронные журналы. Мы раздобыли пароли практически всех учителей. Обычно это происходило так: дежурный по классу оставался один в кабинете, подметал, протирал пыль и просто находил этот листок с логином и паролем прямо возле монитора».
В МВД на эту историю реагируют довольно жестко: «Гражданин неправомерно уничтожил и модифицировал информацию, что привело к нарушению принципов общеобразовательного процесса, а также гарантированного Конституцией права каждого на образование». Учитель истории Леонид Кацва также считает, что закрывать глаза на такое нарушение нельзя: «Электронный журнал — это документ. Это совсем нехорошо, потому что это могло повлиять на итоговые оценки в аттестате.
Конечно, он поступил плохо, но мне все-таки кажется, что доводить это дело до милиции и тюрьмы школа была не должна».
Владимир успешно поступил в университет, но был вынужден сразу взять академический отпуск, говорит мама ученика. Следующий суд состоится на днях. Его исход предугадать трудно: с одной стороны, школа от своих претензий пока не отказывается, а с другой — о деле якобы доложили одному из заместителей Генпрокурора Юрия Чайки, и тот назвал обвинения надуманными. Пока Владимир Жоглик находится под подпиской о невыезде. Из-за этого, по словам матери, он не смог поехать в Санкт-Петербург на экзамены, чтобы поступить в желаемый вуз.
Между тем мэр Новосибирска Анатолий Локоть выступил в поддержку ученика гимназии Владимира Жоглика и дал распоряжение перевести разбирательство «с административно-криминального уровня в педагогическую плоскость». Об этом он написал на своей странице в Facebook.