Автопром загоняют в новый механизм
Белый дом дает два месяца на заключение СПИК
Вице-премьер Дмитрий Козак торопит автоконцерны, еще не подписавшие специнвестконтракты (СПИК), сделать это до марта-апреля, поскольку отрасль может не попасть в новый механизм промышленных субсидий СПИК 2.0. О готовности заключить контракты сразу же сообщили альянс Peugeot и Citroen (PSA) и Volvo Trucks. Не заключившим СПИК компаниям придется работать на рынке без промсубсидий — неофициальной компенсации утильсбора.
Дмитрий Козак призвал автоконцерны быстрее подавать заявки на старый СПИК, который должен заменить соглашения о промсборке, поскольку новый механизм поддержки промышленности — СПИК 2.0, вероятно, не будет распространен на автопром. СПИК 2.0 коснется только локализации отсутствующих в РФ технологий, и его подписание возможно лишь по конкурсу (см. “Ъ” от 24 января). Дедлайн подачи заявок на старый СПИК «где-нибудь в марте-апреле», отметил чиновник в ходе посещения Калужского автомобильного кластера (цитата по «Интерфаксу»). По данным “Ъ”, правительство рассчитывает принять СПИК 2.0 до июля.
Представитель вице-премьера Илья Джус пояснил “Ъ”, что автоконцернам, до сих пор не подписавшим СПИК 1.0, предоставлена такая возможность, чтобы обеспечить равные условия ведения бизнеса. Но о полном закрытии СПИК 2.0 для автопрома говорить пока рано, уточняет господин Джус.
Источники “Ъ” полагают, что СПИК 2.0 в любом случае не будет представлять интереса для автопрома из-за необходимости локализовать инновационные технологии.
СПИК 1.0 дает налоговые льготы на десять лет в обмен на инвестиции, введен в 2015 году. Автоконцернам контракты были нужны как замена льгот по истекавшим соглашениям о промсборке, в том числе субсидий, которые являются де-факто компенсацией утильсбора. Ряд производителей уже успели подписать старые СПИК: АвтоВАЗ—Renault—Nissan—Mitsubishi, Hyundai, группа ГАЗ, Daimler, ожидают одобрения «Автотор» и BMW.
Среди производителей легковых автомобилей, еще не заключивших СПИК, интерес к контракту проявлял Ford Sollers: как сообщили “Ъ” в компании, вопрос об этом включен в стратегический пересмотр планов СП (см. “Ъ” от 11 января). Дмитрий Козак также заявил, что в Минпромторге находится заявка Volkswagen. Среди концернов, которые получают компенсации утильсбора по соглашениям о промсборке, но пока не проявили интерес к СПИК, источники “Ъ” в правительстве называли PSA и Toyota. В PSA 1 февраля заявили, что рассматривают возможность заключения контракта и до конца февраля обсудят этот вопрос на встрече с вице-премьером. В Toyota планы на СПИК не комментируют.
Остается открытым вопрос о том, с кем из держателей СПИК будет работать Mitsubishi. По данным “Ъ”, в последние годы именно японцы обеспечивали основную загрузку калужского завода ООО «ПСМА» (70% у PSA, 30% у Mitsubishi). Но Mitsubishi в альянсе с Renault и Nissan будет привлеченной стороной в СПИК АвтоВАЗа, который предполагает развитие модельного ряда всех брендов. Источник “Ъ” говорит, что уход Mitsubishi с завода в Калуге произойдет не раньше окончания жизненного цикла производимых моделей, это примерно 2022 год. Другой собеседник “Ъ” отмечает, что в планах был полный переход на производство Mitsubishi на мощностях АвтоВАЗа, но японцы до сих пор не приняли решение. В PSA говорят лишь, что продолжают работать с Mitsubishi (в концерне “Ъ” не ответили).
По данным “Ъ”, Минпромторг при обсуждении СПИК требует локализовать выпуск двигателей и коробок передач (так в контракте с «Хендэ Мотор СНГ»).
Но даже в случае сборки части моделей Mitsubishi в Калуге объемы не позволят PSA исполнить такие обязательства, считают источники “Ъ”. По их словам, PSA может предложить не более чем модернизацию производства, где уже происходят сварка и окраска. В правительстве говорили о готовности на условиях выполнения таких операций по всем моделям подписать СПИК с калининградским «Автотором».
— Александр Морозов, замглавы Минпромторга, 1 февраля (цитата по «Интерфаксу»)
Вы (Volvo Trucks.— “Ъ”) в прошлый раз сделали хитрость свою, но сами в нее и попали. Вы не заключили соглашение (о промсборке.— “Ъ”) как автопроизводитель, а заключили два как производитель компонентов
Интерес к СПИК проявили и в Volvo Trucks: гендиректор АО «Вольво Восток» Сергей Яворский сообщил, что компания заинтересована в развитии в РФ проекта по производству техники на сжиженном газе. Замглавы Минпромторга Александр Морозов поддержал идею, отметив, что компания может стать конкурентом КамАЗа. Источник “Ъ” на рынке говорит, что грузовики КамАЗа и Volvo — это разные ценовые сегменты, и даже компенсация утильсбора не окажет существенного влияния на цену, так как на него приходится лишь 10–15% стоимости машины. СПИК по грузовикам уже есть у КамАЗа и Daimler. В MAN и Scania не комментируют свои планы.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» полагает, что разные условия СПИК создают некоторую неопределенность на рынке и не дают равных условий, но с учетом наличия ряда подписанных контрактов унификация СПИК уже затруднительна.