«Иран ждут перемены»

Бывший посол РФ в Иране Александр Марьясов – о 40-летии исламской революции

В феврале 1979 года в Иране победила революция, свергнувшая шахский режим и положившая конец американскому господству в этой стране. В Москве ее назвали антиимпериалистической, в Европе — демократической. В самом Иране она была объявлена исламской. При всей справедливости вышеуказанных характеристик иранская революция была, прежде всего, народной. В ней приняли самое активное участие представители практически всех слоев и групп населения независимо от их политических и идеологических взглядов, этнической и религиозной принадлежности. Сплоченные единой целью и волей к победе, они сломили сопротивление шахского режима с его мощной армией, разветвленной сетью тайной полиции САВАК и, казалось бы, безусловной поддержкой США.

Бывший посол России в Иране Александр Марьясов

Однако сразу же после падения монархии выяснилось, что разные участники революции ставили перед собой разные цели на послереволюционный период, по-разному видели будущее страны.


Буржуазно-националистические круги вполне устраивало превращение Ирана в парламентскую республику и сохранение с небольшими изменениями действующей конституции. Леворадикальные организации и группировки выступали за более кардинальные перемены, за превращение страны в демократическую республику с сильными элементами народовластия. Представители этнических меньшинств рассчитывали на укрепление местной автономии и расширение своих прав.

Однако решающее воздействие на определение будущего государственного устройства и организацию власти в стране оказала революционная часть иранского духовенства.

Она не только безоговорочно признала руководящую роль аятоллы Рухоллы Хомейни в революции, но и восприняла его концепцию. Власти взяли курс на их силовое подавление. Ответом стали акты террора против исламских организаций и представителей правящего духовенства. Не все иранские религиозные деятели и видные исламские авторитеты, которые традиционно дистанцировались от политической деятельности, разделяли идею исламского правления в интерпретации Рухоллы Хомейни. Но и они в конечном счете были нейтрализованы.

Борьба Рухоллы Хомейни и его сторонников за овладение всей полнотой власти продолжалась более двух лет и сопровождалась не только подавлением правой и левой оппозиции, но и ожесточенными разборками между соперничавшими группировками самого духовенства. В конечном счете авторитет Рухоллы Хомейни, обеспеченный его многолетней борьбой с шахским режимом и американским влиянием, а также умелое использование им религиозных шиитских норм и традиций, сцементировали иранское общество в рамках теократического государства.

Развязанная Саддамом Хуссейном война с Ираном еще больше сплотила население вокруг правящего духовенства на сильной религиозно-националистической основе. И хотя ирано-иракская война не принесла успеха ни одной из сторон, Иран, понесший огромные потери, вышел из нее моральным победителем.

Несмотря на многолетние жесткие американские и другие международные санкции и положение своего рода изгоя в окружении недружественных суннитских режимов, исламская республика в течение всех четырех десятилетий своего существования демонстрировала завидную устойчивость и способность к выживанию в самых сложных условиях. Четко выстроенная система сдержек и противовесов между избираемыми органами власти и контролируемыми духовенством институтами, а также реализация принципа социальной справедливости, выражавшаяся в многомиллиардных госдотациях населению на товары первой необходимости, медицинскую помощь и другие жизненно важные потребности, во многом сглаживали периодически возникавшую социально-экономическую и внутриполитическую напряжённость в стране.

Благодаря постоянному давлению и угрозам со стороны всех без исключения администраций США продолжала эффективно работать антизападная идеологема режима, в Иране сохранялись устойчивые антиамериканские настроения.

Иран, конечно же, ждут перемены. Уходит поколение революционеров-соратников и последователей основателя ИРИ аятоллы Рухоллы Хомейни.

Выросло несколько новых поколений иранцев, не имеющих революционной закалки своих предшественников. У сегодняшней молодежи, составляющей значительную и наиболее активную часть населения, есть свое представление о развитии страны и ее будущем. Она не хочет жить в экономической, культурной и любой другой изоляции и оторванности от внешнего мира, но хотела бы реализовать свои надежды эволюционным путем, без революционных потрясений.

Вырваться из экономической и политической блокады стремятся и иранские реформаторы и либералы, поддерживающие правительство Хасана Роухани. Заключение в 2015 году Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию иранской ядерной проблемы казалось бы открывало путь к постепенной нормализации отношений ИРИ с США, встраиванию Ирана в глобальную экономическую систему, вовлечению его в активную международную деятельность.

Однако выход США по инициативе президента Дональда Трампа из ядерной сделки и резкое ужесточение антииранских санкций вновь обострили ситуацию. Воспрянули радикальные круги в ИРИ, получившие новое подтверждение своим заявлениям о том, что США нельзя доверять и идти на какие-либо договоренности с ними. Религиозное руководство Ирана еще больше укрепилось во мнении не поступаться своими принципами и не идти ни на какие уступки американцам. США же в очередной раз продемонстрировали, что до сих пор не могут преодолеть болезненный синдром унижения, испытанного ими в Иране 40 лет назад. Все это не предвещает ничего хорошего и может серьезно осложнить и без того напряженную обстановку в районе Ближнего и Среднего Востока.

Александр Марьясов, бывший посол РФ в Иране (2001–2005)

Вся лента