Худшее снова впереди
Мониторинг инфляционных ожиданий
Январский обзор инфляционных ожиданий и потребительских настроений граждан, опубликованный Банком России, продемонстрировал — медиана оценки населением инфляции через 12 месяцев выросла на 0,2 процентного пункта и превысила медианную оценку наблюдаемого сейчас роста цен (10,1% в январе 2019 года, см. график). С января 2015 года граждане де-факто ощущали действия ЦБ по сокращению инфляции, традиционно оценивая нынешний рост цен выше будущего. Расчет показателей основан на 75-й волне опросов ООО «инФОМ» по заказу ЦБ, выборка — 2 тыс. человек в 105 населенных пунктах РФ.
Как отмечают аналитики ЦБ, основным драйвером роста оценок будущей инфляции стал рост фактической инфляции (с 2% до 4,2% в годовом выражении) на протяжении всего 2018 года. При этом де-факто речь идет в основном о наиболее замечаемом гражданами росте цен на еду. «Инфляционные ожидания населения являются чувствительными к росту цен на регулярно приобретаемые товары, которые составляют значительную долю в бюджете (например, продукты питания и бензин),— объясняют авторы обзора.— В декабре 2018 года, по данным Росстата, отмечалось ускорение роста цен на овощи, мясную и молочную продукцию, куриные яйца — товары, составляющие значительную часть продовольственной корзины».
Отметим, называемые респондентами цифры традиционно в разы превышают как прогнозы и оценки регулятора, так и данные Росстата о фактической инфляции. Так, ЦБ в своих прогнозах ожидает временного ускорения роста потребительских цен только в первом полугодии 2019 года, предполагая, что уже во втором полугодии его квартальные темпы в годовом выражении замедлятся до 4% и к концу 2019 года инфляция уложится в вилку 5,0–5,5%.
Как отмечает ЦБ, на фоне роста инфляционных ожиданий усилился и пессимизм относительно динамики будущего материального положения респондентов — впрочем, данные опросов демонстрируют, что скорее можно говорить об усилении расслоения в ответах. Так, в сравнении с декабрем выросла как доля семей, где кто-то потерял работу или стал меньше зарабатывать (с 14% до 15%), так и доля тех, где кто-то вышел на работу или стал зарабатывать больше (с 10% до 12%). Аналогично рост доли семей, для которых расходы выросли (с 17% до 18%), сопровождался увеличением доли тех, для кого они сократились (с 9% до 11%).