Газовый симулякр
Юрий Барсуков о европейских нормах в украинской реальности
«Нафтогаз Украины» пытается ускорить выделение газотранспортной системы (ГТС) страны в отдельную компанию. Такое разделение (unbundling) — требование энергетического законодательства ЕС, которое Украина добровольно решила соблюдать. Но с претворением этого решения в жизнь дело не заладилось, хотя государственное ПАО «Магистральные газопроводы Украины» было создано более двух лет назад, никаких практических действий по передаче ему ГТС «Нафтогаз» не предпринял. А 4 февраля «Нафтогаз» через свой дочерний «Укртрансгаз» учредил новую компанию «Оператор ГТС Украины».
Активность «Нафтогаза» связана с тем, что уже в мае должен состояться новый раунд переговоров о заключении контракта на транзит российского газа после 2019 года. Как Украина, так и Еврокомиссия настаивают на том, чтобы будущий контракт был основан на европейских нормах. Это значит, что как минимум с украинской стороны его должен подписывать оператор ГТС, созданный в соответствии с этими нормами. Такой компании сейчас не существует, и с учетом того, что процесс ее создания за два года с места не сдвинулся, «Газпром» проявляет вполне понятный скепсис. Более того, не ясно, когда оператор вообще появится — этого точно не произойдет до 1 января 2020 года, поскольку текущий контракт на транзит запрещает «Нафтогазу» передачу этих функций. Но даже после того, как оператор будет создан, ему предстоит пройти сертификацию по европейским нормам — консультант «Нафтогаза» PwC считал, что она займет около года.
Попытка последовательно применить на Украине газовое законодательство ЕС скорее затруднит подписание нового транзитного контракта с «Газпромом».
Теперь «Нафтогаз» пытается ускорить процесс, создав оператора сначала внутри себя. Затем, в начале 2020 года, эта компания может быть продана «Магистральным газопроводам Украины», что завершит unbundling. Даже в таком случае оператор пройдет сертификацию только к середине 2020 года — как он при этом будет заключать контракт с «Газпромом» и выполнять свои функции до завершения сертификации, остается неясным.
И это не единственная проблема. По европейским нормам тариф на транспортировку газа должен утверждать независимый госрегулятор (на Украине это НКРЭКУ). Степень «независимости» НКРЭКУ вызывала серьезные вопросы даже у секретариата Энергосообщества (критический отчет подготовлен в марте 2018 года). А для «Газпрома» недопустима даже мысль о том, что украинское правительство будет ежегодно решать, сколько компания заплатит за транзит. Сложно сказать, возможен ли тут компромисс. Но в целом очевидно, что абстрактная идея применения европейских норм, которые, как заявляют в Киеве, обеспечат прозрачность и предсказуемость контракта, в украинских реалиях скорее затрудняет достижение соглашения.