«Мы сможем договориться, если Россия получит гарантии невступления Молдовы в НАТО»
В Кишиневе готовы учесть интересы Москвы для урегулирования приднестровского конфликта
Кишинев готов договариваться с Москвой об условиях окончательного урегулирования конфликта в Приднестровье. Для достижения этой цели молдавские власти готовы предоставить России гарантии невступления Молдавии в НАТО. Об этом заявил спикер молдавского парламента, зампред правящей Демпартии Андриан Канду.
Андриан Канду — один из самых влиятельных членов правящей в Молдавии Демпартии и человек из ближайшего окружения фактического руководителя страны олигарха Владимира Плахотнюка — прокомментировал перспективы урегулирования приднестровского конфликта в интервью украинскому онлайн-изданию «Европейская правда».
Отвечая на вопрос о том, будет ли Россия заинтересована в решении проблемы Приднестровья, он заявил: «Лично я верю: мы можем договориться, если Россия получит гарантии невступления Молдовы в НАТО, а также гарантии того, что Молдова не объединится с Румынией, гарантии того, что российское население не будет лишено прав, гарантирующих меньшинствам международные стандарты». В этом случае, уверен господин Канду, Кишинев сможет договориться с Москвой.
Как Молдавия становится Румынией
«Тогда сможем договориться о международной миротворческой миссии в Приднестровье, а не российской, о вывозе или ликвидации огромного хранилища оружия, которое там находится (имеются в виду склады боеприпасов в селе Колбасна.— “Ъ”). А мы при этом предоставим Приднестровью максимально широкую автономию — шире даже той, которую имеет Гагаузия (входящее в состав Молдавии Автономное территориальное образование Гагауз-Ери с преимущественно русскоязычным населением.— “Ъ”)»,— заявил спикер парламента.
«Если эта договоренность получит международное благословение, если ее поддержат крупные международные игроки, то приднестровский вопрос будет решен»,— считает господин Канду.
В то же время политик подчеркнул, что даже в случае реинтеграции страны и возвращения Приднестровья под контроль центральных властей Кишинев не свернет с пути в ЕС: «Здесь не может быть никаких дискуссий. Это — однозначно наше будущее (евроинтеграция.— “Ъ”). В этом вопросе компромиссов быть не может. Это не та цена реинтеграции Молдовы, о которой может идти речь. Если выяснится, что цена — это отказ от евроинтеграции, то наш ответ будет — нет, мы не готовы платить такую цену».
Демпартия Молдавии позиционирует себя исключительно как прозападная политическая сила. Хотя демократы ни разу не выигрывали выборов, они полностью контролируют парламент и все без исключения институты власти в стране. Возглавляет ее олигарх Владимир Плахотнюк, в отношении которого в России возбуждено уголовное дело — он обвиняется в организации заказных убийств.
Господа Плахотнюк и Канду часто критикуют Москву. В том же интервью «Европейской правде» спикер парламента назвал Приднестровье территорией, оккупированной Россией. И пообещал сделать все, чтобы исключить приход к власти в Молдавии пророссийских сил.
«Мы сделаем все возможное, чтобы предотвратить приход к власти в этой стране любого, кто бы углубил отношения с Россией и создал новую проблему с безопасностью и для Украины, и для региона в целом»,— пообещал Андриан Канду.
Меньше чем через три недели, 24 февраля, в Молдавии пройдут парламентские выборы. Это ключевое событие в политической жизни страны, которая по конституции является парламентской республикой. Фаворитом избирательной гонки считается пророссийская Партия социалистов, поддерживающая президента.
В случае победы господин Додон обещает наладить отношения с Москвой и урегулировать конфликт в Приднестровье через предоставление отколовшемуся региону особого статуса в составе Молдавии.
Впрочем, Андриан Канду считает, что на обещания и заявления президента не стоит обращать внимания. «У него в Молдове есть голос, но нет рук. По конституции его должность — чисто символическая, поэтому у нас нет необходимости беспокоиться из-за его заявлений. Да, он летает в Москву или еще куда-то. Недавно он там сказал, что Молдова становится наблюдателем в ЕврАзЭС. Мы тогда просто заявили — забудьте. Не Додону решать, кем является и где находится Молдова. Решения в нашей стране принимают правительство и парламент»,— заключил Андриан Канду.