Очки не в счет
«Нью-Ингленд Пэтриотс» в шестой раз выиграл Super Bowl
В Атланте состоялся матч, который вполне можно считать самым главным матчем в профессиональном спорте, учитывая производимый им эффект, прежде всего — коммерческий. Нынешний Super Bowl, игра за звание лучшей команды по американскому футболу, строго говоря, получился удивительно скучным. Соперники — «Нью-Ингленд Пэтриотс» и «Лос-Анджелес Рэмс» — на двоих набрали всего 16 очков и сделали лишь один тачдаун. Но отсутствие зрелищности, разумеется, не помешало Super Bowl подтвердить свою коммерческую исключительность. По прогнозам, общая сумма сгенерированных им поступлений от продажи рекламы на телевидении может приблизиться к $500 млн.
У истории с нынешним Super Bowl, 53-м по счету, как и у историй с большинством предыдущих, две примерно равноценные составляющие. Первая — это собственно спортивная составляющая, и в данном случае тем, кто освещает популярнейший в Америке жанр, поговорить было о чем.
Можно было поговорить, например, о феномене «Нью-Ингленд Пэтриотс». Этот клуб выиграл Super Bowl в шестой раз и по количеству триумфов сравнялся с рекордсменом — «Питсбург Стилерс». При этом надо учесть, что все свои взлеты «Нью-Ингленд» совершил уже в новом столетии, а также то, что за 16 лет, минувших с первого взлета в 2002-м, еще дважды (в том числе в прошлом году, когда уступил «Филадельфия Иглс») добирался до финала. То есть из элиты он фактически не выпадал. И это поразительная стабильность, учитывая особенности среды, в которой клуб существует. А они в Национальной футбольной лиге примерно те же, что и в остальных американских спортивных лигах, и все — потолок зарплат, драфт — по идее нацелено на то, чтобы максимально затруднить кому бы то ни было доминирование. Но с «Нью-Ингленд», хотя значительная часть его состава — игроки, в юниорском возрасте котировавшиеся невысоко,— схема почему-то не работает. А смакуя происшедшее на Mercedes-Benz Stadium, американские обозреватели не стеснялись равнять его с величайшими командами-«династиями» из различных видов — с такими, как бивший всех в Национальной баскетбольной ассоциации в 1990-е «Чикаго Буллс».
Можно было поговорить о феноменах двух ключевых персонажей «Нью-Ингленд», с которыми связаны абсолютно все его успехи. О тренере Билле Беличике, который в 66 лет умудряется оставаться наставником, схватывающим все актуальные тренды. Или квотербеке Томе Брейди, который и в 41 не просто символ, легенда «Пэтриотс» (в частности, символ клубного чутья на неказистых с виду юниоров, поскольку на драфте в 2000-м он был выбран под 199-м номером), а его наиболее мощный козырь. MVP этого Super Bowl был, правда, признан Джулиан Эделман, но вклад Брейди, его умение неожиданным, идеальным по ритму пасом развернуть атаку, строго говоря, был ничуть не меньше.
Можно было поговорить и об уникальности самой игры. В том смысле, что настолько низкой результативности Super Bowl еще не знал. Прежняя планка, державшаяся аж с 1973 года, была понижена сразу на пять очков. Тачдаун — занос мяча за лицевую — зрители увидели всего один, а ведь именно тачдауны считаются наиболее яркими эпизодами в американском футболе.
Рассуждая об этих показателях, опять же нельзя было обойти стороной тему феноменальности «Пэтриотс», способности Беличика приспосабливаться к любому оппоненту. «Лос-Анджелес Рэмс» в регулярном первенстве набирал почти 33 очка в среднем за игру. В игре последней, важнейшей, он, задушенный стальной защитой, добыл три. Но, каким бы значительным ни выглядел оборонительный подвиг «Нью-Ингленд», некуда было деться и от констатации того факта, что зрелищность не была, мягко говоря, несомненным достоинством 53-го Super Bowl. А, между прочим, те, кому довелось его рецензировать, сошлись во мнении, что пресноватым получилось и обязательное большое музыкальное шоу в перерыве с Maroon 5 в хедлайнерской роли.
Но ни низкая результативность, ни по крайней мере относительный провал с развлекательной программой никак не повлияли на вторую составляющую Super Bowl, которая для находящегося за пределами США и в принципе довольно равнодушного к перипетиям американского футбола мира, конечно, куда интереснее первой. Речь о составляющей коммерческой.
Вот уже бог знает сколько лет Super Bowl остается такой вещью в себе, явлением, не поддающимся объяснениям, основанным на привычном анализе. Кризис может коснуться всей американской экономики, какой угодно ее отрасли, он может ударить по отдельно взятой лиге, но по этому матчу ударить не может. Он все равно генерирует колоссальные суммы, к которым никакому иному матчу не удается хотя бы приблизиться,— в основном за счет доходов от размещения рекламы во время телетрансляции.
Рынок отдельно взятого Super Bowl, американская телеаудитория которого зашкаливает уже за 110 млн человек, по ходу текущего десятилетия рос постоянно. Лучшее выражение этого роста — стоимость стандартного 30-секундного слота под рекламный ролик (в общей сложности их примерно восемь десятков). В середине десятилетия предыдущего она составляла около $2,5 млн. Вскоре за слот платили уже значительно больше — $3 млн, в 2014 году цена перевалила за отметку $4 млн, в 2015-м, увеличившись на $300 тыс., достигла $4,5 млн. Затем произошел еще один скачок, и цена зашкалила за $5 млн.
В этом году Super Bowl транслировала CBS. Официальные доходы от проведения матча будут опубликованы позже, но уже сейчас ясно, что общая картина не изменится. Скорее наоборот, будет даже чуточку лучше, чем прежде.
Как сообщал незадолго до Super Bowl сайт WalletHub, цена 30-секундного слота в 2019 году скакнула до отметки $5,24 млн, а совокупные поступления CBS от рекламы, учитывая, что были проданы все слоты, как ожидали источники, должны были составить $482 млн. Список рекламодателей был более или менее традиционным, как и список тем, которые они предпочли отразить в придуманных для них сюжетах. Это в позапрошлом году они активно заигрывали с политикой, ставили на остренькое. Сейчас снова ставили на чистый интертейнмент.
Впрочем, кажется, тематика роликов с точки зрения рейтингов и доходов Super Bowl — дело десятое. Как и нюансы самой игры, все равно гарантирующей сборы, возвышающие этот матч над всеми конкурентами снежным горным пиком, выросшим посреди бескрайней степи.