Поезда разъедутся с археологами
Подходы к Крымскому мосту обогнут городище Манитра
Железнодорожные подходы к Крымскому мосту отнесут на 140 м от ранее намеченной трассы, чтобы обогнуть открытое в прошлом ноябре античное поселение Манитра. Перенос согласован Минтрансом, он обойдется в 300 млн руб. при общей стоимости подходов около 17 млрд руб. С учетом небольшого масштаба работ на сроки ввода подходов это не повлияет: запуск поездов по-прежнему запланирован на декабрь 2019 года.
Железнодорожные подходы к Крымскому мосту со стороны полуострова перепланируют так, чтобы они обходили античное поселение Манитра, открытое при исследовании территории, сообщило 4 февраля «РИА Новости» со ссылкой на главу госкомитета по охране культурного наследия Крыма Сергея Ефимова. «Решение принято, трасса переносится»,— сообщил он.
Городище Манитра было найдено возле села Октябрьское Ленинского района в ноябре 2018 года, оно датируется концом V — началом III века до н. э. (период расцвета Боспорского царства). На территории 0,5 га обнаружили плотную застройку с каменными домами, разделенными улицами, найден неразграбленный некрополь. В поселении откопали кухонную керамику, амфоры, металлические изделия и около 150 медных монет в основном боспорской чеканки.
Директор Института археологии Крыма РАН Вадим Майко рад, что вопрос с переносом железной дороги удалось решить. «Теперь на повестке дня вопрос его (поселения.— “Ъ”) музеефикации, консервации и создания нового туристического объекта»,— сказал “Ъ” ученый. Сергей Ефимов сообщил “Ъ”, что речь идет об «уникальной усадьбе». По некоторым признакам полагают, что она могла принадлежать боспорскому царю. Чтобы сохранить объект, госкомитет еще в 2018 году обратился к подрядчику строительства дороги («Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, СГМ), в ОАО РЖД и Минтранс РФ. «Они со вниманием отнеслись к вопросу,— рассказывает господин Ефимов.— Согласились, что участок дороги нужно перепроектировать, чтобы сохранить объект». Он также сообщил, что при создании музея на месте поселения будет создана и экспозиция о строительстве и строителях Крымского моста. По словам господина Ефимова, археологические работы такого масштаба, как в последние годы, в Крыму ранее проводили лишь однажды — во время строительства Северо-Крымского канала.
228 миллиардов рублей
составляет стоимость строительства Крымского моста без учета подходов
В ОАО РЖД пояснили, что подходы со стороны Крыма не находятся в компетенции компании, направив “Ъ” в Минтранс. Там “Ъ” сообщили, что в связи с археологической находкой корректируется один из участков подхода со стороны Керчи: три километра железной дороги будут проложены на 140 м южнее, чтобы сохранить уникальный памятник. Трасса обойдет античное поселение, уверяют в министерстве, добавляя, что на сроки сдачи подхода это не повлияет, дополнительные работы оцениваются в 300 млн руб. (стоимость этих подходов со стороны Крыма — 16,9 млрд руб.) «Подход заработает синхронно с железнодорожной частью Крымского моста, как и планируется, в декабре 2019 года»,— заверили “Ъ” в Минтрансе.
В СГМ комментариев сверх данных Минтрансом не дали. Во ФГУП «Крымская железная дорога» (КЖД) “Ъ” сообщили, что в проектировке и строительстве подходов к Крымскому мосту не участвуют. «Когда эту дорогу построят — ее передадут на наш баланс. А пока это не наш объект»,— сообщил “Ъ” собеседник в КЖД. Источник в правительстве Крыма также заверил “Ъ”, что на сроках ввода железнодорожной части моста изменения в проекте «отразиться не должны».
Руководитель Крымской новостроечной экспедиции Института археологии РАН Сергей Внуков сообщил “Ъ”, что археологами за два года исследованы 300 км автотрассы «Таврида», которая соединит Керчь и Севастополь, работы идут и на других масштабных объектах, в том числе на подходах к железнодорожной части Крымского моста. «Наша экспедиция за два года раскопала порядка сотни памятников,— отметил господин Внуков.— Больше 70 га раскопано, памятники от палеолита, после мустье, больше 70 тыс. лет назад, до начала XX века».