Schlumberger дотянули до отказа
Компания не станет покупать EDC
Американская Schlumberger, второй раз пытавшаяся купить российскую нефтесервисную Eurasia Drilling Company (EDC), отказалась от сделки. Компания ради вхождения в перспективный актив согласилась на многие условия правительства, но так и не дождалась одобрения выкупа правкомиссии по иностранным инвестициям. Теперь, считают эксперты, Schlumberger будет искать новые формы сотрудничества с EDC, а акционеры компании — другой вариант продажи своих акций.
ФАС сообщила, что крупнейшая в мире нефтесервисная компания Schlumberger отозвала ходатайство на покупку доли в самом крупном российском игроке Eurasia Drilling Company (основные акционеры — Александр Джапаридзе с пакетом около 31% и Александр Путилов с 22,4%). Таким образом, и вторая попытка Schlumberger купить EDC закончилась неудачей.
Первая попытка была предпринята в 2015 году, тогда Schlumberger хотела купить 45,6% акций с перспективой доведения пакета до контрольного за $1,7 млрд, но не получила разрешения от правительства. Второй раз Schlumberger подала заявку регулятору в июле 2017 года, при этом срок оферты истекал 1 сентября, но по предложению ФАС компания продлила его. Теперь, поясняют источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, срок, когда Schlumberger по соглашению с EDC имела приоритетное право выкупа ее акций, закончился, и компания не стала продлевать соглашение. Отзыв ходатайства в ФАС — чисто технический вопрос, говорят они.
Комиссия правительства РФ по иностранным инвестициям согласовала сделку еще 28 апреля 2018 года, разрешив Schlumberger приобрести пакет в EDC в размере от 25% плюс 1 акции до 49%, хотя изначально компания претендовала на контроль. Согласовать остальные условия покупки должна была ФАС. Там не раз заявляли, что сделать это планируется до конца 2018 года. Schlumberger согласилась на основные требования регулятора — продать долю в EDC, если США усилят санкции против России, а также предоставить российской компании свои технологии.
Заместитель главы ФАС Андрей Цыганов уверял, что «с компанией дальше уже обсуждать особо нечего» и скоро сделка будет одобрена. Но в начале декабря правкомиссия так и не приняла решения, новое рассмотрение планировалось на январь-февраль. В понедельник господин Цыганов отметил, что «ФАС всегда открыта для сотрудничества с компаниями с хорошей репутацией, какой является Schlumberger». По его словам, формы сотрудничества компании с другими участниками рынка «могут быть самыми разнообразными». Об этом же 21 января говорил глава Schlumberger Паал Кибсгаард: «Мы в любом случае будем искать альтернативные пути партнерства с Eurasia Drilling, потому что мы по-прежнему считаем российский рынок бурения на суше очень привлекательным».
Фактически, отмечают собеседники “Ъ” на рынке, правительство «дотянуло» ситуацию до такого момента, когда Schlumberger сама откажется от сделки, постоянно обещая компании скорое одобрение покупки.
Основной причиной срыва сделки они называют возможные санкции со стороны США в отношении России. Другой источник “Ъ” считает, что ФАС или саму EDC не удовлетворил список технологий, которые американская компания была готова предоставить. В ФАС, EDC и Schlumberger не ответили на запрос “Ъ”.
Теперь единственным претендентом на 16,1% акций EDC является консорциум РФПИ с инвестфондами из Китая и с Ближнего Востока. Как пояснили “Ъ” в понедельник в РФПИ, они по-прежнему сохраняют интерес к этой доле. Сделка также должна быть одобрена правкомиссией — глава РФПИ Кирилл Дмитриев говорил, что рассмотрение может произойти на одном из ближайших заседаний.
Андрей Полищук из Райффайзенбанка считает, что на фоне текущих секторальных санкций и их возможного усиления ни одна другая зарубежная компания не будет рисковать входить в капитал EDC. Эксперт считает, что российский рынок нефтесервиса остается перспективным, хотя на нем стало меньше возможностей для независимых игроков после того, как «Роснефть» самостоятельно занялась бурением. «Рынок уже не такой маржинальный, как раньше, он растет на уровне инфляции, но нефтекомпании готовы наращивать бурение, особенно после снятия ограничения в рамках сделки ОПЕК+»,— отмечает он.