Трейдеры пошли на уступки
В Ростовской области протесты водителей привели к росту цен на перевозку зерна
В Ростовской области акция транспортников, протестовавших против низких тарифов на перевозку зерна и требований трейдеров ездить с перегрузом, принесла первые результаты: владельцы грузов начали поднимать тарифы. В правительстве Ростовской области следят за ситуацией и в 2019 году хотят установить пять автоматических постов весогабаритного контроля, чтобы минимизировать «пресловутый человеческий фактор». Отраслевые организации расходятся в оценках: в НАЭСП говорят об убытках экспортеров зерна из-за забастовки и видят в ней попытку концентрировать рынок грузоперевозок. В Российском зерновом союзе, напротив, считают, что на зернотрейдеров акция существенно не повлияла.
В Ростовской области зерновладельцы пошли на уступки бастующим перевозчикам зерна и стали поднимать цены на перевозку грузов. По словам руководителя ростовского отделения «Грузавтотранса» Александра Типикина, сейчас в среднем цена составляет 85 коп. за 1 кг на расстояние 150 км. На момент начала акции перевозчикам давали 75 коп. за 1 кг на том же расстоянии. «Сказать, что все изменилось к лучшему, мы не можем, но положительная тенденция наметилась. Также ряд компаний-зернотрейдеров начинает идти на контакт с перевозчиками напрямую (в обход диспетчеров.— “Ъ”), что раньше не приветствовалось вследствие дополнительных расходов по бухгалтерии у трейдеров»,— говорит господин Типикин.
В середине января этого года ряд зерновозов юга России объявили забастовку, требуя платить больше за перевозки: из-за низких тарифов перевозчики терпят убытки и не могут содержать автомобили.
Протестующие отказались возить зерно на терминалы и не давали этого делать своим коллегам. Еще одним поводом для забастовки стали требования зернотрейдеров возить зерно с тройным перегрузом. В правительстве Ростовской области обеспокоены ситуацией. По словам министра транспорта региона Андрея Иванова, областные власти совместно с Минсельхозпродом области и Южным управлением Госавтонадзора пытаются найти решение проблем, связанных с нарушениями весового контроля.
«С точки зрения ужесточения весового контроля работа должна проводиться, и она проводится как на федеральном, так и на региональном уровнях. Но здесь вмешивается пресловутый человеческий фактор, мешающий нормальной работе системы. Сейчас мы отрабатываем вопрос по внедрению на областных дорогах постов весогабаритного контроля, работающих в автоматическом режиме. В 2019 году мы планируем развернуть пять таких постов. За прошлый год через наши порты прошло 38 млн тонн груза, из них зерновых — около 20 млн тонн, которые в большинстве своем движутся с перегрузом по нашим дорогам. Учитывая летние температуры, урон дорогам катастрофический, лучше всего мы видим это на подъездах к портам»,— сообщил “Ъ” Андрей Иванов.
Если в Ростовской области зерновладельцы пошли на уступки, то в других регионах ситуация ухудшается.
По словам президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, сейчас в Краснодарском крае фиксируются случаи, когда зерновозы с перегрузом доезжают до терминалов, избежав штрафов. «По моей информации, на посту у Новороссийска полицейские днем не пускают автомобили с перегрузом, но ночью открывают для них окно. В каких-то районах машины полиции сопровождают колонны грузовиков до терминалов вместо того, чтобы заниматься своими служебными обязанностями»,— рассказал господин Матягин.
Отраслевые организации расходятся в оценке происходящей забастовки. В Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП) называют происходящее попыткой концентрации контроля за рынком автотранспортных услуг и завышения тарифов на них. «Такие действия будут иметь значительные негативные экономические последствия как для экспортеров зерна, так и для агропромышленного комплекса России в целом. Экспортеры уже несут убытки, связанные с нарушением логистики зерновых грузов»,— говорится в заявлении НАЭСП. В Российском зерновом союзе с такими оценками не соглашаются. «Это классический вариант спора хозяйствующих субъектов о величине тарифов»,— рассуждает вице-президент «Российского зернового союза» Александр Корбут. Он добавляет, что в целом акция протеста была неприятной для зернотрейдеров, но существенного влияния на их работу не оказала. «Были небольшие напряженности с отгрузкой, но никаких ужасов не произошло. По моим данным, те, кто больше всего грозился бастовать, быстро вернулись к работе»,— добавил господин Корбут.
Автоперевозчики просят принять меры против последствий роста цен на топливо
Отраслевые объединения автоперевозчиков просили правительство в декабре 2018 года принять меры, сглаживающие последствия резкого роста цен на топливо, отмены льготы по транспортному налогу для плательщиков по системе «Платон» и повышения НДС. По мнению автоперевозчиков, ситуация с топливом, когда оно стало обходиться корпоративным клиентам дороже цены АЗС, привела к разбалансированию рынка: проигрывают крупные транспортные компании, а перевозчики на упрощенной системе налогообложения получают необоснованное преимущество. Компании просят оставить ограничения роста цен на топливо только на опте и продлить льготу по транспортному налогу до 2020 года.