Возврату — нет
Алексей Тарханов о возвращении на родину французов-джихадистов
Франция меняет подход к возвращению своих граждан, оказавшихся в лагерях военнопленных в Сирии. Причина — потенциальный вывод американских военных из арабской страны. В первую очередь это касается несовершеннолетних, но французская юстиция и контрразведка готовы взять на себя заботу о том, чтобы и остальные «возвращенцы» не стали для страны «бомбой замедленного действия». Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Раньше французские власти с неохотой относились к возможному возвращению на родину не только тех, кто отправился воевать в Сирии, но даже и членов их семей. Исключение предполагалось сделать только для маленьких детей. Теперь, когда вывод американских войск из страны может поставить под угрозу турецкого давления территории, контролируемые курдами, приходится решать проблему с французами и их детьми, которые содержатся в курдских лагерях для военнопленных.
В ближайшее время во Францию могут вернуться 130 человек: 70 детей и 50 взрослых.
Министр внутренних дел Кристоф Кастанер, оправдывая это решение, пообещал выборочный подход к «возвращенцам». Так, детей отправят к родственникам, если поведение последних внушает доверие, и нет сомнений, что детей будут воспитывать в соответствии с традициями Франции и научат соблюдать ее законы. Те взрослые, которых на родине судили и которым вынесли заочные приговоры, отправятся в тюрьмы отбывать свои сроки. Среди них, например, пропагандисты, служившие «французскими голосами джихада», вербовщики и проповедники, отправлявшие бойцов в Сирию и в конце концов переехавшие туда сами.
Так же поступят с теми, чье прошлое вызывает подозрения. Они отправятся в предварительное заключение, после чего с каждым случаем отдельно будут разбираться следователи и суд. Остальные будут находиться под наблюдением полиции.
Тем же, кто преступлений не совершал, тем более нельзя отказывать в праве на возвращение, подчеркнул глава МВД. «Это прежде всего французы, а уже потом джихадисты»,— сказал он.
В сущности, все «возвращенцы» нарушили закон и могут быть судимы за соучастие. Сам факт добровольного пребывания на землях, находившихся под контролем террористической организации ИГИЛ (запрещена в РФ), достаточное тому доказательство.
Решение правительства не вызвало единодушного одобрения.
Французские иммигранты-террористы никому, кроме, может быть, их близких, не внушают симпатии. Лишь в единичных случаях речь идет об идейных противниках, в остальном это преступники-рецидивисты, «дети окраин», которых привлекла в мусульманской религии лишь возможность чувствовать себя правыми и безнаказанно подвергать насилию окружающих. На это постоянно указывают исламские интеллектуалы, которые не хотят делить с ними ответственность за деградацию образа религии. «Дело не в радикализации ислама, а в исламизации радикалов»,— говорит в своей колонке для Le Monde политолог Оливье Руа.
Много шума наделало выступление видного члена партии правых «Республиканцев» Пьер-Анри Дюмона, который заявил, что «Франция не должна принимать их обратно». «Есть юридический путь отобрать у них французское гражданство. Есть другой путь — их уничтожить»,— заявил политик. Он предпочел бы, чтобы французов, совершавших военные преступления в рядах террористов ИГИЛ, судили прямо в Сирии, как это уже делается, например, в Ираке.
Однако курдские власти не собираются судить французов и давно просят избавить их от ненужных пленников. Если законная репатриация не состоится, они готовы даже их отпустить и больше не заниматься ни их охраной, ни их пропитанием. К возврату европейских граждан, которые были задержаны на сирийской земле, на родину призвал в понедельник заместитель пресс-секретаря Госдепартамента США Роберт Палладино. Одни французы говорят на это: «Лучше пусть они сидят в наших тюрьмах, чем бродят неизвестно где». Другие отвечают: «В тюрьмах они подлечатся, наберутся сил и там же и восстановят свой халифат».