Лекарства не спешат к маркировке
Около половины производителей высокозатратных лекарств не готовы к работе с ней
К маркировке лекарств для высокозатратных нозологий, которая станет обязательной с 1 октября этого года, до сих пор не готовы 53 из 112 производителей. Эти компании еще не подключились к системе, при этом почти у половины из них даже нет необходимого оборудования.
Почти половина компаний, производящих и поставляющих препараты по 12 высокозатратным нозологиям (12 ВЗН), еще не подключилась к системе маркировки лекарств. Это следует из данных оператора системы Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) на 30 января, предоставленных Росздравнадзору.
Так, из 112 компаний только 59 компаний уже подключились к системе, а из оставшихся 53 у 29 нет нужного оборудования.
Маркировка лекарств станет обязательной для всех участников фармацевтической отрасли с 1 января 2020 года, до этого действует пилотный проект. Но для препаратов по 12 ВЗН, согласно подписанному премьер-министром Дмитрием Медведевым в декабре 2018 года постановлению, действуют другие сроки. Эти препараты должны быть в системе маркировки уже с 1 октября нынешнего года.
В прошлом году власти хотели обязать промаркировать препараты по высокозатратным нозологиям до конца года. Но по состоянию на май 2018 года в систему было внедрено только 20 международных непатентованных наименований (МНН) из 27. В некоторых компаниях предупреждали, что смогут промаркировать оставшиеся лекарства только к январю 2020 года. В их числе — входящий в «Р-фарм» завод «Ортат», который к этому времени собирался внедрить в систему препарат с МНН такролимус, применяемый при отторжении пересаженных органов, а также фирма «Сотекс» (входит в ГК «Протек») с противолейкозным иматинибом.
Как иностранные лекарства вытесняются российскими аналогами
Появление на российском рынке аналогов иностранных лекарств привело к сокращению импорта в 2018 году. Так, объем ввезенных препаратов в деньгах увеличился лишь на 1,1%, а в упаковках — сократился на 7,7%. Среди причин эксперты называют снижение платежеспособности населения и рост выпуска дженериков, которые вытесняют оригинальные препараты. По тем же причинам иностранцы отказываются и от планов по локализации производства лекарств в стране.