Замдиректору департамента полетов «Аэрофлота» не удалось «срезать угол»
Что известно о деле Анатолия Якимчука
Замдиректора департамента полетов Анатолия Якимчука подозревают в подкупе врача. Об этом сообщили источники РБК. В Следственном комитете позже подтвердили, что Якимчук попытался дать взятку в 50 тыс. руб. руководителю врачебно-летной комиссии. Дело в том, что 65-летний начальник получил плохой результат по одному из исследований, и ему грозило отстранение от полетов.
«Коммерсантъ FM» обратился к «Аэрофлоту» с просьбой разъяснить ситуацию. Вот что рассказал пресс-секретарь компании Максим Фетисов: «Информация о том, что заместитель директора департамента производства полетов Анатолий Якимчук задержан сотрудниками ФСБ при передаче денег представителю Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации, не соответствует действительности. В настоящий момент Якимчук не задержан и продолжает работать в "Аэрофлоте". Более того, Якимчук в сентябре написал заявление в правоохранительные органы, где подробно изложил суть происходящего. 12 октября Следственный комитет возбудил на основании оперативных данных ФСБ уголовное дело, в рамках которого проверяются изложенные Якимчуком факты. "Аэрофлот" подтверждает приверженность антикоррупционной политике, зафиксированной в нормативных документах компании».
Коррупция в этой врачебной комиссии — история давняя, говорит летчик-испытатель Вадим Базыкин. Ему самому два года назад предлагали дать взятку, чтобы получить «хорошие результаты», которые влияют на размер зарплаты. Однако он отказался и ушел из коммерческой авиации. «С 55 лет нас обязывают ездить на Центральную врачебно-летную комиссию. Зачем, честно говоря, просто непонятно. Наши врачи, допустим, в региональных врачебно-летные экспертных комиссиях нас великолепно знают — все наши болячки, каждый наш диагноз, потому что к 55-65 годам, я думаю, в любом случае что-то да появляется у любого человека. Стараемся, конечно, себя поддерживать: кто на велотренажере занимается, кто здоровый образ жизни ведет, кто на диете сидит, поскольку это наша любимая профессия. В ЦВЛЭК мне предложили, скажем так, “продлить себе летную жизнь”. Я подумал, но понял, что, это слишком дорогое удовольствие. Мне неприятно давать какие-то взятки, когда я прекрасно знаю, что у меня все в порядке. Я хорошо понимаю, что, в любом случае, если нужно найти какой-то диагноз, его всегда найдут.
Но когда это уже превращается в бизнес, становится неприятно.
Я наслышан о московском ЦВЛЭКе. Сейчас вроде бы там наводят порядок, раз всплыла такая история, но раньше это была просто замануха: поезжайте на ЦВЛЭК с 70 тыс. руб. в кармане, и проблем у вас не будет. Во всяком случае два года назад, я вам ответственно заявляю, так и было. Видимо, пришло указание что, надо "отстрелять" “старичков” в авиации. Этим на полном серьезе и занимались: регулировали численность летного состава. За деньги, вы же сами понимаете, можно сделать все что угодно».
Интересно, что должность господина Якимчука не предполагает полетов, поэтому получать свидетельство высокого класса на медкомиссии ему было необязательно, считает бывший пилот гражданской авиации Олег Башмаков: «Должность, позволяющая выполнять полеты, предполагает действующее свидетельство. Якимчук уже, скорее всего, выполняет функции наставника, потому что по возрастному цензу и по федеральным правилам он не имеет права занимать кресло командира корабля, если ему уже полных 65 лет. Помимо этого, в экипаже должен быть второй человек моложе 60-и. Есть стандарты, которые не позволяют одновременно двум лицам старше 60 лет находиться в кабине. Он имел право выполнять полеты в качестве проверяющего, занимать кресло члена экипажа, изнутри смотреть на производство полетов, участвовать в них. Но стандарты есть стандарты. Коммерческое или линейное свидетельство пилота — ATPL — будет действующим только в том случае, если у него действующий медицинский сертификат класса А, В.
Сегодняшние правила позволяют председателю ВЛЭК ограничивать этот сертификат по времени.
Обычно он предоставляется на год, но им разрешается выдавать документ сроком и на шесть месяцев, и на три, в зависимости от состояния пилота. Поэтому я не думаю, что с ВЛЭК было что-то критичное. Может, существовал какой-то другой мотив».
Как пишет РБК, материалы по делу Якимчука поступили в Тушинский районный суд. Заседание было назначено на 28 января, но его перенесли. Сейчас Якимчук находится дома под подпиской о невыезде.