Зерновладельцы вставили свои десять копеек
На Дону протесты водителей вызвали незначительный рост цен на перевозку зерна
«Грузавтотранс» зафиксировал небольшой рост тарифов на перевозку зерна, вызванный забастовкой водителей. К настоящему времени часть их возобновила работу, удовлетворившись увеличением стоимости перевозки на 10 копеек за килограмм. Но основная масса водителей требует увеличения тарифа еще на 40%. Эксперты отмечают, что более заметный рост тарифа может быть вызван лишь более жестким пресечением перегруза зерновозов на трассах.
В Ростовской области ряд зерновладельцев пошел на уступки бастующим перевозчикам и стал понемногу поднимать цены на перевозку грузов. По словам руководителя ростовского отделения «Грузавтотранса» Александра Типикина, сейчас в среднем цена составляет 85 коп./кг на расстояние 150 км. На момент начала акции перевозчикам давали 75 копеек на том же расстоянии. Часть водителей свернула акцию и вернулась к работе. «Сказать, что все изменилось к лучшему, мы не можем, но положительная тенденция наметилась»,— сказал господин Типикин. Он добавил, что основная масса бастующих перевозчиков, около 2 тыс. водителей, не принимает заказы по такой цене, требуя роста тарифа еще примерно на 40%.
Напомним, в середине января перевозчики юга России отказались возить зерно на терминалы и не давали этого делать своим не присоединившимся к акции коллегам, настаивая на повышении тарифов на перевозку. Еще одним поводом для забастовки стало негласное требование зернотрейдеров возить зерно с тройным перегрузом.
В правительстве Ростовской области обеспокоены ситуацией. По словам министра транспорта региона Андрея Иванова, областные власти совместно с Минсельхозпродом области и Южным управлением Госавтонадзора пытаются найти решение проблем, связанных с нарушениями весового контроля.
«С точки зрения ужесточения весового контроля работа должна проводиться, и она проводится как на федеральном, так и на региональном уровнях. Но здесь вмешивается пресловутый человеческий фактор, мешающий нормальной работе системы. Сейчас мы отрабатываем вопрос по внедрению на областных дорогах постов весогабаритного контроля, работающих в автоматическом режиме. В 2019 году мы планируем развернуть пять таких постов. За прошлый год через наши порты прошло 38 млн тонн груза, из них зерновых — около 20 млн тонн, которые в большинстве своем движутся с перегрузом по нашим дорогам. Учитывая летние температуры, урон дорогам катастрофический, лучше всего мы видим это на подъездах к портам»,— сообщил “Ъ” Андрей Иванов.
Если в Ростовской области зерновладельцы пошли на уступки, то в других регионах ситуация ухудшается.
По словам президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, сейчас в Краснодарском крае фиксируются случаи, когда зерновозы с перегрузом доезжают до терминалов, избежав штрафов. «По моей информации, на посту у Новороссийска полицейские днем не пускают автомобили с перегрузом, но ночью открывают для них окно. В каких-то районах машины полиции сопровождают колонны грузовиков до терминалов вместо того, чтобы заниматься своими служебными обязанностями»,— рассказал господин Матягин.
Кирилл Подольский из Smartseeds (IT-платформа для автоматизации перевозок сельхозгрузов), анализируя итоги забастовки, сказал „Ъ-Юг“, что роста тарифа он пока что не видит. Основной причиной установления низких цен на перевозку зерна господин Подольский назвал демпинг со стороны водителей, готовых в нарушение закона ехать с двойным или тройным перегрузом. «Именно недобросовестные перевозчики, везущие 70–80 т зерна вместо разрешенных 20 т задают низкую цену на рынке»,— говорит господин Подольский. По его мнению, нужно не требовать повышения тарифа, а добиваться более жесткого пресечения перегруза зерновозов на трассах.
Отраслевые организации расходятся в оценке происходящей забастовки. В Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции считают, что продолжение блокирования отгрузок зерна приведет в ближайшее время к существенному снижению объемов экспорта зерна из России.
«Истории о том, что трейдеры заставляют водителей ехать с перегрузом, звучат странно: ведь водителю нужно под перегруз переоборудовать свой автомобиль. Его что, взяли и заставили это сделать трейдеры? Нет, экономика заставила его этим заняться, ведь если он везет перегруз, то он больше зарабатывает»,— рассуждает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Он добавил, что в целом акция протеста неприятна для зернотрейдеров, но существенного влияния на их работу не оказывает. «Были небольшие напряженности с отгрузкой, но никаких ужасов не произошло. По моим данным, те, кто больше всего грозился бастовать, быстро вернулись к работе»,— сказал господин Корбут.