«Пассажиравтотранс» подключился к ночной розетке
Перевозчик запустит первые электробусы весной
«Пассажиравтотранс» запустит первый регулярный маршрут электробуса между Васильевским островом и Петроградской стороной в марте. Всего ООО «Бакулин Моторс Групп» (БМГ, автобусы под маркой Volgabus) поставило десять электробусов в Петербург. Технология ночной зарядки машин, которую выдвинул перевозчик в условиях конкурса, пока освоена только этим производителем. По оценке БМГ, Петербург может закупить не менее 50 электробусов.
Вчера ГУП "Пассажиравтотранс" (подведомственно комитету по транспорту, занимает около 40% рынка наземных городских перевозок) представило электробус, заказанный у БМГ. Новый транспорт будет курсировать от Наличной улицы до Аптекарской набережной (маршрут N 128, его протяженность — около 17 км в одну сторону). Согласно техзаданию, электробусы должны располагать запасом хода протяженностью не менее 240 км при температуре +10С. При этом диапазон рабочей температуры варьируется от -40 до +40°С. Заряжаться электробусы будут ночью в автопарке перевозчика в Коломягах, уточнили в "Пассажиравтотрансе". БМГ стала единственным участником тендера. Стоимость контракта — 214 млн рублей.
В Москве контракты на поставку 300 электробусов и зарядных станций к ним выиграли ПАО "КамАЗ" и группа ГАЗ. Совокупная стоимость машин составила почти 20 млрд рублей. Стоимость контракта складывается из двух частей — стоимости самих электробусов и оплаты услуг по сервисному обслуживанию и ремонту (ежемесячно). По разыгранным лотам цена одного электробуса составила около 33 млн рублей.
Требование о ночной зарядке электробусов стало отличием от технологии, применяющейся в Москве: там машины заряжаются на промежуточных станциях или на конечных остановках. Как объясняют в комитете по транспорту, это связано с особенностью улично-дорожной сети Петербурга (непрямые маршруты, много мостов). Кроме этого, как говорят чиновники, в Петербурге, где исторический центр включен в список ЮНЕСКО, на маршрутах автобусов нет возможности поставить подзарядные станции.
Московские власти намерены закупать электробусы вместо дизельных автобусов с 2021 года. В "Пассажиравтотрансе" и городском комитете по транспорту не комментируют объем потенциального заказа на новые электробусы. Всего в парке перевозчика более 1900 автобусов (около 95% парка — на дизельном топливе). В компании обещают оценить экономику работы нового подвижного состава и технические показатели в условиях низких температур и летнего периода через год. После этого власти примут решение о закупке.
"Volgabus предложил партнерам инновационный электробус, концепция которого принципиально отличается от конкурентов. Это машины с глубокой ночной зарядкой, не требующие создания инфраструктуры на маршруте",— заявили в БМГ. По оценке компании, Петербург может закупить не менее 50 электробусов. "У рынка хороший потенциал для роста",— отметили в БМГ.
По данным источника "Ъ", близкого к одному из российских автопроизводителей, требование о ночной зарядке сузило количество потенциальных участников конкурса на поставку электробусов в Петербург, фактически исключив из конкурса КамАЗ и ГАЗ, поставлявших электробусы в столицу. Другой источник "Ъ" в отрасли отмечает, что требования перевозчика по протяженности хода, весу батареи, пассажировместимости и ночной зарядке трудносовместимы. По мнению собеседника "Ъ", если количество электробусов с ночной подзарядкой приблизится к сотне, это потребует увеличения энергомощностей в парке.
В пресс-службе КамАЗа сообщили, что компания планирует разработать концепцию электробуса с ночной зарядкой, уточнив, что сейчас развивают электробусы на быстрой зарядке. "У обоих видов электробусов есть свои плюсы и минусы. Какому виду отдать предпочтение, выбирает заказчик исходя из конкретных условий эксплуатации. В условиях холодных зим и плотного трафика на дорогах мы считаем более перспективным наше направление",— говорят в КамАЗе. В группе ГАЗ сообщили, что считают направление перспективным и изучают тендеры, которые предлагают перевозчики в сегменте электробусов. Ранее сообщалось, что ГАЗ поставлял на тестовую эксплуатацию в "Мосгортранс" электробус с возможностью зарядки ночью, но перевозчик выбрал другой вид питания.