Пивовары наварили
Продажи выросли благодаря футболу, погоде и акцизу
Российский рынок пива впервые за 11 лет показал положительную динамику, увеличившись в 2018 году на 3%, сообщила компания «Балтика». Такой результат она и другие участники рынка объясняют прошедшим в России чемпионатом мира (ЧМ) по футболу, хорошей погодой и замороженной ставкой акциза. Факторов для продолжения роста продаж пива в текущем году гораздо меньше, предупреждают эксперты.
О том, что российский рынок пива в 2018 году увеличился на 3%, в среду сообщила компания «Балтика» (входит в датский концерн Carlsberg). Этому, как сказано в ее сообщении, способствовали благоприятные погодные условия во втором квартале и прошедший в России в третьем квартале ЧМ по футболу. В «Балтике», чьи собственные продажи за год выросли на 2%, подчеркнули, что увеличение рынка произошло впервые за последние 11 лет. Конкретные цифры по объему рынка пива в РФ в компании не раскрыли.
Главный конкурент «Балтики», AB InBev Efes (марки Bud, «Клинское» и др.), отмечает, что в 2018 году отечественная пивная отрасль увеличила производство примерно на 2,5%. Кроме ЧМ и продолжительной теплой погоды в центральной части РФ, еще одним драйверам роста рынка в AB InBev считают заморозку ставки акциза (в прошлом году, как и в 2017-м, она составляла 21 руб. за литр), а также отсутствие неблагоприятных законодательных инициатив. Те же причины, способствовавшие незначительному росту рынка, “Ъ” перечислили и в Heineken.
Карлос Брито, президент AB InBev, в интервью «Ведомостям» в июле 2018 года
Потребление любых напитков должно ассоциироваться с праздником, например чемпионатом мира по футболу
Делая заключения о состоянии рынка, «Балтика» использовала разные источники, включая Nielsen, данные других аналитических агентств и Росстат, говорит старший директор по стратегии и развитию бизнеса компании Павел Еранкевич. Директор по работе с клиентами Nielsen Россия Ольга Дашкевич сообщила “Ъ”, что, по данным агентства, в 2018 году продажи пива в городской и сельской России увеличились на 41,89 млн дал, или на 7,5% к предыдущему году.
Рост рынка в Nielsen связали в том числе с эффектом низкой базы 2017 года, плохие показатели которого объяснялись запретом продаж пива в ПЭТ-таре объемом более 1,5 л (с 1 июля 2017 года) и холодным летом.
Увеличение продаж пива в прошлом году подтверждают и в крупнейшем российском продовольственном ритейлере X5 Retail Group. По словам его представителя, например, в сети «Перекресток» категория «пиво» росла опережающими темпами, что «во многом связано с погодными условиями, прошедшим ЧМ». Сейчас, говорят в компании, наибольший рост показывает сегмент разливного пива, а также импортных напитков и пива холодильного хранения.
Не согласен с тем, что по итогам 2018 года рынок пива вырос, директор ЦИФРРА Вадим Дробиз.
По его оценке, основанной на данных ЕГАИС, розничные продажи напитка сократились на 2,2%, до 645,25 млн дал, производство снизилось на 0,4%, до 683,47 млн дал.
Эксперт считает, что ЧМ и хорошая погода не компенсировали влияние демографического фактора: количество потенциальных потребителей пива в возрасте от 18–29 лет сейчас в полтора раза меньше, чем было десятью годами ранее.
Взгляды пивоваров и экспертов на перспективы роста рынка в 2019 году разделились. Директор по корпоративным отношениям Heineken Кирилл Болматов сомневается, что лето текущего года выдастся таким же аномально жарким, как в прошлом году. «ЧМ тоже не будет, поэтому положительное влияние на продажи окажет лишь замороженная ставка акциза, чего вряд ли достаточно для того, чтобы их рост продолжился»,— рассуждает он. В Nielsen тоже говорят о рисках продолжения тренда на увеличение продаж пива, принимая во внимание также высокую базу 2018 года. Оптимистичнее смотрит в будущее директор по корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев: «В случае если не будет введено дополнительных регуляторных ограничений, можно рассчитывать на дальнейшую стабилизацию и рост рынка».