Воронежцам не советуют экономить на парковке
Их могут штрафовать за неоплату стоянки после 19 часов, несмотря на решение депутатов
Принятый недавно воронежской облдумой закон, сокращающий на час время платной парковки в центре города, не освобождает от штрафа в 1,5 тыс. руб. горожан, которые не заплатили за стоянку с 19 до 20 часов, заявили “Ъ-Черноземье” представители концессионера парковок. Они говорят, что их система «работает по муниципальным, а не по областным законам», поэтому для изменения правил нужно еще корректировать документы мэрии и договор с оператором парковок. В компании не берутся предположить, когда это произойдет и случится ли вовсе — пока горадминистрация даже не предлагала изменить правила. Юристы считают, что это незаконно, а у водителей есть шансы на оспаривание штрафов.
Жители Воронежа не должны заблуждаться относительно того, что принятый областной думой закон об изменении периода платной парковки в центре города с 8–20 до 8–19 часов освобождает их от штрафа за неоплаченный последний час стоянки, сказал вчера “Ъ-Черноземье” генеральный директор белгородского ООО «Городские парковки» Роман Хахалев. Эта компания выступает оператором платных стоянок во многих российских облцентрах, а в Воронеже выступила их концессионером — она напрямую получает платежи водителей.
«Проект платных парковок в Воронеже работает в соответствии с муниципальными нормативными актами и договором концессии, он не регламентируется областными законами. Поэтому часы, когда стоянка в центре города платная, изменятся только после того, как будут скорректированы эти документы. А пока горожанам надо учитывать, что правила парковки никак не изменялись, чтобы не быть оштрафованными», — сказал господин Хахалев. Он считает, что водители не смогут в этом случае оспорить штраф в суде. Управленец не стал оценивать, когда могут измениться правила, так как «мэрия пока не выходила на нас с таким предложением».
Все это касается и других изменений правил платной парковки, которые депутаты облдумы приняли 31 января законом «О регулировании отдельных отношений в сфере организации дорожного движения в Воронежской области…». Парламентарии также «увеличили» бесплатное время стоянки у медучреждений, школ и детсадов с 15 до 60 минут, выделили 10% мест для бесплатной парковки инвалидам и разрешили бесплатную парковку владельцам электромобилей, участникам Великой Отечественной войны, бывшим узникам концлагерей, ветеранам боевых действий (из числа военнослужащих) и многодетным семьям. Вступить в силу закон должен после 15 февраля.
В пресс-службе мэрии “Ъ-Черноземье” заверили, что правила парковки будут изменены, но также не смогли ответить, когда это произойдет. «Концессионное соглашение мэрии с ООО "Городские парковки" предусматривает внесение в него изменений в случае принятия подобных законов. И в муниципальные акты будут внесены соответствующие изменения. На это уйдет определенное время — требуется оценка регулирующего воздействия, согласование у надзорных органов. Все муниципальные нормативные акты будут опубликованы, после чего вступят в силу», — сказали в пресс-службе.
Там отметили, что «главной функцией платных парковок является не сбор денег с автомобилистов, а упорядочивание движения в центральной части города»: «Становится меньше "блуждающего" трафика, а значит, и улучшается экология. Платные парковки, как правило, используются для кратковременных стоянок, благодаря чему у каждого есть возможность остановиться у необходимого объекта в любое время дня». Оценивать влияние нового закона на экономическую эффективность парковок и размер отчислений в городской бюджет в мэрии не стали: «Закон есть закон, он должен быть исполнен». Представитель воронежского подразделения «Городских парковок» Андрей Михеев не ответил на звонки “Ъ-Черноземье”.
Партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко считает, что у водителей есть все шансы оспорить штраф «за неоплаченную парковку в тот период времени, когда она является бесплатной по областному закону». «По федеральному закону "Об организации дорожного движения" периоды, когда плата за парковку не взимается, устанавливаются законом субъекта РФ. Положения концессионных соглашений и договоров с операторами платных парковок не могут вступать в противоречие с нормами регионального законодательства. Спорные положения могут быть признаны ничтожными», — полагает юрист.
С момента вступления в законную силу изменений в региональном законодательстве выписанные штрафы будут незаконными.
Штраф подразумевает наличие факта административного нарушения, а если законом установлено, что с 19 часов и до 8 часов следующего дня парковка не оплачивается, то факта нарушения нет и точка», — заключил он.
С ним не согласен адвокат юридической службы «Амулекс» Евгений Митько. По его мнению, в этой ситуации возникла «правовая коллизия», которой могут воспользоваться власти в судах. «Штрафом за неуплату, который установлен постановлением мэрии, наказывается нарушение именно муниципальных нормативных актов, — пояснил господин Митько. — Поэтому если горожанин получит штраф за неуплату парковки с 19 до 20 часов до изменения муниципального закона, шансы оспорить его со ссылкой на региональный закон минимальны».
По каким правилам работают платные парковки Воронежа
По условиям концессии, «Городские парковки» должны были вложить в проект от 100 до 160 млн руб. За эти деньги должны быть созданы 6 тыс. мест на 52 улицах исторического центра Воронежа. Инвестора обязали купить программное обеспечение, установить минимум десять паркоматов и «планшетных и мобильных комплексов фиксации», поставить не менее 200 информационных щитов. За это он получил большую часть выручки. Мэрия дала концессионеру помещение под центр управления. Городской бюджет на первом этапе должен получать «не менее» 25% от выручки. А «после того как первоначальные вложения окупятся», власти хотят получать минимум 40%.