Офшорным капиталам продлили пропуск
Амнистию бизнеса запускают на третий круг
«Хитом» выступления Владимира Путина на форуме «Деловой России» стало предложение о новом продлении амнистии капиталов, которая при запуске в 2015 году объявлялась строго однократной. Продление кампании прощения выведенных из России активов еще на год на этот раз объясняется не неуспехом предыдущего этапа (как это было год назад), а, напротив, усилившимся желанием бизнеса раскрыться перед российскими властями в условиях «закручивания гаек» в зарубежных юрисдикциях. Особенностью нового этапа станет и приглашение предпринимателей к перерегистрации в запускаемых сейчас «внутренних офшорах» в Калининграде и Владивостоке.
Вторая волна амнистии капиталов должна завершиться уже менее чем через месяц — 1 марта 2019 года. О ее продлении топ-чиновники публично не заявляли, да и бизнес его особо не просил. Так что слова президента на форуме «Деловой России» прозвучали достаточно неожиданно. «Мы с коллегами обсуждали ситуацию, которая складывается в этой сфере, считаем, что еще на один год как минимум можно продлить амнистию капитала для тех граждан, которые переводят свои деньги в Россию, также регистрируют свой бизнес в районах с особыми правовыми условиями»,— сказал Владимир Путин. Продлена, по его словам, будет и увязанная с амнистией льгота — освобождение физлиц от налога с прибыли контролируемых ими иностранных компаний (при условии, что в 2019 году они станут налоговыми резидентами РФ).
Таким образом, объявленная изначально однократной кампания прощения выведенных из России активов будет запущена уже в третий раз.
В первый раз она проходила с 1 июля 2015-го по 30 июня 2016 года — всем желающим тогда было предложено подавать налоговикам спецдекларацию с информацией об имуществе (земля и другая недвижимость, транспорт, ценные бумаги, доли в бизнесе), о контролируемых иностранных компаниях (КИК) и о счетах в зарубежных банках. Декларантам был обещан режим налоговой тайны и освобождение от ответственности всех видов, платить налоги с раскрытых активов не требовалось. По ее итогам глава Минфина Антон Силуанов (тогда еще не ставший первым вице-премьером) сообщал о 7,2 тыс. поданных деклараций. Сумма раскрытых активов, по которой можно было бы судить об успешности акции, не раскрывалась — бизнес оценивал ее как не особо удавшуюся.
Ровно год назад, в феврале 2018 года, Госдума с подачи Владимира Путина возобновила амнистию: со сроками 1 марта 2018-го — 28 февраля 2019-го. Гарантии безопасности были такие же, что и на первом этапе. Задекларировать можно было и уже закрытые счета, налоги от раскрытия платить по-прежнему не требовалось (за исключением налогов с прибыли и имущества КИК). Безналоговая ликвидация КИК также была продлена до 1 марта 2019 года. При этом в случае возврата бизнеса в страну она распространилась не только на имущество, но и на деньги (на первом этапе средства физлиц под льготу не подпадали). Об эффективности второго этапа до среды ничего не сообщалось (глава ФНС Михаил Мишутин в ноябре прошлого года лишь отмечал, что он проходит успешнее первого). В среду же Антон Силуанов сообщил о результатах одной из составляющих амнистии — декларирования денег на счетах. По его словам, «за последний год коллеги задекларировали только остатков по счетам более €10 млрд». Речь идет о данных из справок о счетах, прилагаемых к специальной декларации, которую физлица подавали в ФНС в рамках амнистии.
Антон Силуанов ожидает роста спроса на амнистию из-за открытия новых специальных административных районов (САР) на островах Русский (Приморский край) и Октябрьский (Калининградская область).
Пока, отметим, ажиотажа по поводу этих «российских офшоров» не наблюдается — калининградские и приморские власти сообщают о регистрации первых резидентов своих САР.
Юристы, работающие с «офшорными» клиентами, безусловны, рады продлению кампании. «По нашим наблюдениям, основанным прежде всего на обращениях клиентов, поток желающих амнистироваться вырос в этот раз по сравнению с прошлой амнистией,— сказал “Ъ” управляющий партнер Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) Андрей Гольцблат.— Амнистию обязательно надо продлевать. Самое главное, чтобы государство сдержало слово, в противном случае доверие, наверное, будет подорвано навсегда. С другой стороны, россиянам стало неуютно в других юрисдикциях, и мы видим это по нашим клиентам».
По словам руководителя группы по оказанию услуг международного налогообложения KPMG в России и СНГ Анны Воронковой, «еще одно продление амнистии, пожалуй, имеет не много аналогов в международной практике». «Однако с учетом усиленного "закручивания гаек" в иностранных юрисдикциях —санкционных ограничений, отмены льготных режимов, необходимости с 1 июля 2019 года создавать реальное экономическое присутствие и управлять компаниями с территории офшорных юрисдикций, которые традиционно использовались российским бизнесом,— амнистия вполне может оказаться востребованной и в 2019 году»,— заключает эксперт.