Грузам срезали путь к морю
Открылся железнодорожный обход Краснодара
РЖД завершили строительство и ввели в эксплуатацию железнодорожный обход Краснодара. Он позволит увести из краевой столицы до 50% грузовых вагонов, которые сейчас следуют транзитом через краевой центр и мешают развитию его транспортной инфраструктуры. Более того, новая ветка, строительство которой обошлось федеральному бюджету и ОАО «РЖД» в 36 млрд руб., значительно сократит путь по железной дороге к портам Азово-Черноморского бассейна и позволит нарастить годовой объем перевезенных грузов до 125 млн тонн. Эксперты считают, что новый участок СКЖД, включающий двухуровневые автомобильные развязки и путепроводы, в целом улучшит транспортную обстановку в регионе.
Вчера РЖД торжественно открыли железнодорожный обход Краснодара. Об этом „Ъ-Кубань“ сообщили в пресс-службе компании. Железнодорожная линия протяженностью 65 км от станции Козырьки (Кореновский район) до станции Гречаная (Калининский район) призвана вывести грузовой поток с ветки, ведущей через Краснодар и Тимашевск, на участок Тимашевская — Крымская севернее кубанской столицы. Новая двухпутная электрифицированная железная дорога проходит по территории Кореновского, Тимашевского и Калининского районов Краснодарского края. На ней построены двухуровневые автомобильные и железнодорожные развязки, а также путепроводы для сельхозтехники. Кроме того, на ветке появились две новые грузовые станции Кирпили и Бейсужек.
Проектирование железнодорожного обхода Краснодара началось в 2013 году, строительство велось с 2017-го. Конечная стоимость проекта составила около 36 млрд руб. Из них 9,51 млрд руб. выделил федеральный бюджет, а 25,9 млрд руб. — ОАО «РЖД». По словам заместителя гендиректора ОАО «РЖД» по строительству Олега Тони, введение в строй железнодорожного обхода Краснодара является частью проекта развития и обновления транспортной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. Проект предусматривает комплексную реконструкцию участка Максим Горький (Волгоград) — Котельниково (Волгоградская область) — Тихорецкая (Краснодарский край) — Крымская (Крымск, Краснодарский край). «Его реализация позволит увеличить пропускную способность в направлении портов юга России, обеспечив перевозку грузов в объеме, который, по оценкам Института экономики развития транспорта, может достигнуть более 125 млн тонн в год»,— заявил господин Тони. Как ранее писал „Ъ-Кубань“, в комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденном председателем правительства России Дмитрием Медведевым 30 сентября 2018 года (опубликован на официальном сайте кабмина РФ), перед РЖД поставлена задача увеличить пропускную способность железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна до 125,1 млн тонн. В 2013 году объем перспективных грузопотоков с участием железнодорожного транспорта в сообщении с портами Краснодарского края к 2020 году оценивался в размере до 118 млн тонн с ростом к уровню 2011 года более чем в два раза. Изначально планировалось, что новая железнодорожная ветка, которая отведет грузовые составы от Краснодара, будет введена в строй в 2020 году, однако строителям удалось опередить график на год.
Ранее губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев говорил о возможности вывести на новую железнодорожную магистраль до 50% грузовых транзитных составов, которые сейчас следуют через Краснодар. Глава кубанской столицы Евгений Первышов в свою очередь заявлял, что с введением в строй железнодорожного обхода Краснодара у города появится возможность ликвидировать пути на участке от улицы Солнечной до стадиона «Кубань» (ветка, ведущая через вокзал Краснодар II). В феврале минувшего года на инвестиционном форуме в Сочи администрация краевого центра и ЗАО «Отраслевой центр внедрения» (ОЦВ, 43,4% акций принадлежит РЖД) подписали соглашение о реализации проекта по выносу из города части железнодорожных путей (речь об участке Компрессорная — Краснодар I). На освободившихся 70 га собираются пустить автодорожную магистраль, линию скоростного трамвая, построить жилую и коммерческую недвижимость. Сегодня эту железную дорогу пересекает только три моста — Офицерский, Садовый и Северный, что осложняет транспортную обстановку в городе. Проект потребует не менее трех лет на реализацию и «десятки миллиардов рублей» инвестиций, отмечали ранее в ОЦВ.
Евгений Первышов рассказал „Ъ-Кубань“, что плотный поток составов, следующих через столицу Кубани в сторону черноморского побережья, не позволял в полной мере развивать транспортную инфраструктуру Краснодара. «Полную ситуацию и изменения, которые произойдут с запуском грузового обхода, еще предстоит проанализировать.Но первые результаты, можно сказать, уже есть – на маршруты пригородных электричек, связывающих Краснодар с соседними районами и станицами, добавлены дополнительные рейсы, в том числе – в центр города из Комсомольского микрорайона от станции «Пашковская», из станицы Динской, поселка Афипского и поселка Ильского и в обратном направлении. Рассчитываем, что ввод в эксплуатацию Краснодарского обхода даст возможность реализовать инициативы и предложения по использованию железнодорожных путей для решения транспортных проблем города, а также — по организации дополнительных переездов через железную дорогу, которые необходимы Краснодару. Эти вопросы обсуждаем с руководством „РЖД”», – говорит мэр.
Открытие железнодорожного обхода Краснодара значительно повысит пропускную способность дорожных сетей юга России и улучшит транспортную ситуацию в столице Краснодарского края, уверен эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. Транзитный поток, идущий через город, по его словам, в разы сократится и расширит возможности для роста пассажирских перевозок. «Новая объездная дорога позволяет перевозить вдвое больший объем грузов за меньшее время. Попутно за счет того, что вместо регулируемых переездов на ней использованы двухуровневые переезды, увеличивается пропускная способность автомобильных дорог, пересекающих рельсы»,— говорит эксперт.