Эквайринг урегулируют с президентской подачи
Готовы ли банки снижать комиссию за операции
Владимир Путин дал шанс бизнесу снизить свои расходы. Президент встал на сторону ритейла в споре с банками о комиссии за эквайринг. По мнению главы государства, предприниматели слишком много платят за возможность принимать пластиковые карты. Путин назвал стоимость такой услуги квазиналогом и предложил чиновникам решать проблему вместе с бизнесом. Готовы ли банки снижать комиссию? И что изменится для потребителей? Выяснял Григорий Колганов.
Минпромторг, Центробанк и Федеральная антимонопольная служба в этом споре раньше были на стороне банков: вмешательство государства нецелесообразно, да и потребители от него не выиграют. Но Владимир Путин на примере зарубежного опыта популярно объяснил, в чем проблема.
Владимир Путин, президент России
«В некоторых странах для “дебиторки” 0,2%, а для кредитных — 0,3%. У нас 3% в среднем. Конечно, это слишком много. И, конечно, это квазиналог, просто ограничитель роста».
Как оказалось, ФАС попросила кредитные организации объяснить, как же формируется комиссия за безналичные операции. Банки оправдываются: деньги с бизнеса берут не они, а международные платежные системы. Да и главу государства ввели в заблуждение — 3% практически никто не берет, говорит вице-президент Ланта-банка Олеся Лухтай. А ультимативно снизить комиссию до 0,3% будет проблематично. «3%, конечно, многовато. Я такого тарифа не слышала давно. В среднем по рынку где-то 2%, край — 2,5%. Банки тут зависимы. Комиссия устанавливается международными платежными системами. Сверху банки накидывают какие-то сотые процента, чтобы отбить трудозатраты. Эта услуга больше имиджевая и зачастую убыточная. Если скажут 0,3%, мы поставим 0,3%, но для карт “Мир”, если НСПК скажет, что мы, мол, с вас будем брать 0,1%», — пояснила Лухтай.
Еще аргументы от банковского сообщества: за счет доходов от эквайринга кредитные организации финансировали программы лояльности и кэшбэка, уменьшали стоимость обслуживания пластика, а теперь им придется переложить эти расходы на клиентов. При этом банки уверены, что ритейлеры просто заберут разницу себе, а не сделают товары доступнее. Однако бизнес, по крайней мере, крупный, парирует — цены снижать готовы. Президент группы компаний Favorit Motors Владимир Попов видит именно такую перспективу:
«Favorit Motors однозначно снизит цены на 1% на все автомобили, потому что сейчас нам намного выгоднее отдать эти деньги потребителю, чем платить непонятно вообще кому».
А что же малый и средний бизнес— разделяет этот оптимизм? Высокие комиссии за эквайринг в свое время заставили многих предпринимателей вернуться к наличным. В эфире «Ъ FM» звучали истории о том, как во многих кафе неожиданно и практически одновременно сломались все терминалы для оплаты картой. Или, например, владелец небольшого автосервиса Александр ранее рассказывал, что вынужден был спрятать такой аппарат под стол. Заявлению президента он поначалу обрадовался, но когда стал считать, понял, что наличные все еще выгоднее: «Там же все хитро получается: они снимают с прихода 1,5%, есть за обслуживание каждый месяц — это в районе 3 тыс. руб. с лишним выходит, плюс все деньги, которые поступили облагаются налогами, плюс, если ты хочешь вывести деньги на карточку себе для покупки, допустим, что-то за нал, а очень много деталей приходится покупать на разборах — там принимают только наличку. Если наличку обналичивать с того же эквайринга, это еще 1,5%, причем ты платишь за воздух».
QR-код «зашивают» в систему быстрых платежей
Выиграют ли от этого ритейлеры и потребители
Пока не понятно, как именно государство намерено снижать комиссию за эквайринг. Будет ли это законопроект, предписание ФАС или внутрирыночная договоренность? Многое в этом вопросе зависит от позиции международных платежных систем. Однако узнать о ней не удалось — в компании Visa отказались от комментариев, в MasterCard не ответили на запрос «Ъ FM». У властей, конечно, есть опыт принуждения транснациональных корпораций к исполнению российских законов, но опыт этот противоречивый.
По подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2018 году российские ритейлеры заплатили банкам за эквайринг 250 млрд руб.