«Огульные нападки и беспардонные высказывания»
Впервые в послевоенной истории Франция отзывает посла из Рима
Между Францией и Италией разразился дипломатический скандал. После того как итальянский вице-премьер Луиджи Ди Майо объявил, что встретился с представителями французских «желтых жилетов», Париж пошел на крайнюю меру. В четверг МИД Франции обвинил Рим в провокациях, предвыборных манипуляциях и неуважении к демократии — и отозвал для консультаций французского посла в Италии Кристиана Массе.
Ветер перемен
Об отзыве посла из Рима говорится в специальном заявлении, опубликованном в четверг на сайте Министерства иностранных дел Франции. «Францию и Италию объединяет общая история и общая судьба,— отмечается в коммюнике.— Но в последние месяцы Франция стала мишенью для повторяющихся обвинений, огульных нападок и беспардонных высказываний, всем известных. Это беспрецедентная ситуация с конца (Второй мировой.— “Ъ”) войны.
Иметь разногласия — это одно, но манипулировать отношениями в электоральных интересах — это другое».
Поэтому правительство Франции приняло решение отозвать для консультаций своего посла в Риме и призывает Италию «действовать, чтобы восстановить дружеские отношения и взаимоуважение».
Таким образом в Париже отреагировали на череду нелицеприятных заявлений, сделанных итальянским руководством (а точнее, вошедшими в правительство правопопулистами). В конце января вице-премьер и глава МВД Италии Маттео Сальвини заявил, что «французы не заслуживают такого президента», как Эмманюэль Макрон, а также фактически обвинил Париж в продолжении колониальной политики в Африке (и косвенно — в притоке беженцев в Европу). После этого в МИД Франции была вызвана посол Италии в Париже Тереза Кастальдо.
Последней каплей стало заявление другого вице-премьера, Луиджи Ди Майо. Во вторник он разместил в своем Twitter совместную фотографию с активистами французского движения «желтых жилетов», которые намерены принять участие в выборах в Европарламент в мае 2019 года. Одного из них, Кристофа Шаленсона, итальянский политик называет «лидером движения», хотя это не совсем корректно: у движения пока нет формальных структур. «Ветер перемен повеял и по ту сторону Альп»,— написал Ди Майо. Это можно было понять как намек на то, что если в Италии внесистемное протестное движение «Пять звезд» смогло прийти к власти, то и во Франции подобные перспективы имеются у «желтых жилетов».
Беспрецедентный демарш
Хотя отзыв посла для консультаций не означает разрыва дипотношений, в посольстве Франции в Риме корреспонденту “Ъ” подтвердили: подобного не случалось со времен Второй мировой войны, когда Франция и Италия были разделены линей фронта.
Вместе с тем отношения между двумя соседними странами никогда не были идеальными.
Итальянцы до сих пор помнят унижения понтифика Наполеоном и оказавшуюся во Франции Джоконду. Местные СМИ любят вспоминать и ухмылки, которыми Николя Саркози (тогдашний президент Франции) и канцлер ФРГ Ангела Меркель обменялись в ходе пресс-конференции 2011 года, когда их спросили, доверяют ли они Сильвио Берлускони, тогда еще занимавшему поста председателя правительства. Не могут итальянцы простить Парижу и проведенную в 2011 году без предупреждения бомбардировку Ливии: кризис и гражданская война в этой стране на долгие годы обеспечили приток мигрантов прежде всего к итальянским берегам.
В последние годы Рим не раз критиковал миграционную политику Франции. Сперва — закрытие Францией пропускных пунктов в Вентимилье и Бардонеккье, через которые не желавшие влачить жалкое существование на Апеннинах переселенцы из Африки пробирались на север Европы.
В прошлом году Италия уличила Францию в том, что та без уведомления местных властей по ночам тайком переправляла иммигрантов на итальянскую территорию.
Затем начались споры касательно того, чьи порты должны принимать корабли неправительственных организаций с беженцами на борту: глава МВД Маттео Сальвини не раз говорил, что итальянские порты закрыты, а беженцев, мол, пусть принимает Марсель.
Недавний арест и депортация в Италию террориста Чезаре Баттисти (13 лет открыто проживавшего во Франции, несмотря на принятый на родине приговор о пожизненном заключении за четыре убийства) возобновили давнюю полемику о том, почему Франция отказывалась выдавать Италии преступников времен «Красных бригад» и «свинцовых» 1970-х с их разгулом ультраправого и ультралевого терроризма. По данным итальянского МВД, во Франции до сих пор находятся 14 человек, обвиненных итальянскими судами в серьезнейших преступлениях, совершенных в 1970–80-е годы.
Между двумя странами есть немало недопонимания и в области экономики. Важнейшим из них является многолетняя проволочка в строительстве железнодорожного участка Турин—Лион.
Если в прежние годы промедления в строительстве этой 270-километровой трассы, 40% финансирования которого взял на себя Евросоюз, были в основном связаны с непрекращавшимися протестами местных жителей на итальянской стороне, теперь в целесообразности проекта сомневается и правительство Италии. Вернее, та его часть, что представлена движением «Пять звезд».
Правительственное соглашение, заключенное в мае прошлого года между этим движением и партией «Лига» (бывшая «Лига Севера»), предусматривает, что проект должен пройти экспертную проверку на предмет его достоинств и недостатков. Результаты этой экспертизы были на днях отравлены министром транспорта Данило Тонинелли в Париж. Похоже, баланс этот не в пользу строительства — во всяком случае, сторонник проекта Маттео Сальвини уже высказал недовольство, что его не ознакомили с документом до отправки во Францию.
Обычно отличающийся жесткой позицией в отношении Франции и лично президента Макрона Маттео Сальвини на фоне скандала с отзывом посла неожиданно проявил сдержанность. Он высказался за «нераздувание конфликта» и заявил, что готов встретиться с французским президентом. Тогда как движение «Пять звезд», как отмечает самая популярная французская газета La Repubblica, настроено на его эскалацию.
Как Италия и Франция поссорились перед выборами в Европарламент
Власти Италии выступили с недипломатичными заявлениями в адрес правительства Франции. В январе итальянский министр внутренних дел и вице-премьер Маттео Сальвини выразил надежду на то, что на грядущих выборах в Европарламент французы не поддержат партию «Вперед, Республика!» действующего президента страны Эмманюэля Макрона. Кроме того, из Рима в адрес Парижа звучали обвинения в неоколониализме, а также нежелании решать затрагивающие итальянцев миграционные проблемы. В МИД Франции заявили о недопустимости подобных высказываний.