«С кем хотим — дружим, с кем не хотим — нет»

Прямая речь: вы как соцсети используете?

4 февраля одной из самых популярных в мире социальных сетей Facebook исполнилось 15 лет. “Ъ” спросил у блогеров, политиков, продюсеров и бизнесменов, для чего им нужны соцсети.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Олег Кашин, журналист, блогер:

— Я начинал с ЖЖ в 2001 году. И потом в каждой новой соцсети, которая появлялась в поле моего зрения, я заводил аккаунт, чтобы оставаться актуальным человеком. Были сети, которые проваливались, и я о них забывал, например «Одноклассники» или «ВКонтакте». Сейчас у меня самые активные – это Twitter, Facebook, Telegram и Instagram. Аудитории: в русском Facebook — это московская либеральная интеллигенция, узкий круг лидеров общественного мнения, в Twitter — молодежь и среда Высшей школы экономики, будущие чиновники, либо кто-то левых западных взглядов. В Telegram — новая и довольно идиотская политическая среда.

Сейчас анонимные Telegram-каналы — это самое интересное, что есть в медиа.

И мне приятно быть неанонимным среди них. В Telegram самое интересное — это посты, которые люди пишут за деньги либо от власти, либо от каких-то заинтересованных лиц или структур. Заказной пост сегодня — это отдельный занос. Мода на заказные посты началась с ЖЖ, вскоре все это политизировалось и стало омерзительным. Заказные посты в соцсетях стали фактором отечественной культуры. Меня, слава богу, это не касается, для меня соцсети — это чисто душа, хобби и бесплатное продвижение моих журналистских работ.


Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Светлана Журова, первый зампред комитета Госдумы по международным делам, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту:

— Активная работа в соцсетях, по-моему, сегодня необходима для любого публичного человека. Я поняла это, когда пришла в Госдуму и начала общаться на различных форумах, потом был Facebook, Twitter, чуть позже — Instagram. Я стараюсь реагировать на просьбы граждан, помогать им решить проблемы. Конечно, раздражает некоторый объем гадостей, которые пишут в комментариях, но я стараюсь на это не реагировать, изредка блокирую персонажей, которые находятся «за гранью»: матерятся, хамят или даже угрожают. Мне кажется, что я бы могла переубедить многих людей, но часто это занимает слишком много времени. Важная функция соцсетей, особенно Instagram, это доведение до друзей информации о себе. В силу занятости встречаемся все реже, а так они хоть что-то узнают о моей жизни, а я — о них.


Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Иосиф Пригожин, продюсер:

— Мы с Валерией используем соцсети по назначению: дружим, обмениваемся информацией. Это выдающийся, самый нужный и правильный ресурс для творческих людей, когда можно без посредников делиться событиями, праздниками, радостями. Минус классических СМИ в том, что мы не чувствуем отдачи, а здесь есть целевая аудитория в сотни тысяч, а у кого-то и в миллионы людей. Телевидение навязывает, а соцсети предлагают, хочешь — выбирай, хочешь — игнорируй. Для многих молодых талантов, которым недоступна индустрия шоу-бизнеса, соцсети и интернет стали идеальной площадкой проявить себя, достичь известности. Конечно русский человек хитрый, люди, которые ничего не умеют, придумали ботов, другие способы испортить всем настроение, но с этим можно бороться, либо не обращать на них внимание. С кем хотим — дружим, с кем не хотим — нет.


Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Тигран Худавердян, руководитель «Яндекс.Такси»:

— В Facebook я с апреля 2007-го. Смотрю, что происходит с друзьями и коллегами. Многих знакомых не вижу годами, а тут хотя бы понимаешь, у кого ребенок родился, кто женился, развелся... Чем больше росла узнаваемость «Яндекс.Такси», тем чаще меня добавляли в друзья незнакомые люди, и в какой-то момент я понял, что буду добавлять только тех, с кем лично знаком. Чуть позже ввел новое ограничение — дружу с теми, кого лично знаю в офлайне. Как правило, пишу о простых открытиях. Вот на днях было: если в Telegram нажать кнопку чатов, вас автоматически перекинет на первое непрочитанное сообщение. Бесценно, когда завалило тонной непрочитанных сообщений. Когда-то снимал Москву с квадрокоптера и публиковал фото. Сейчас почти нет времени ездить в другие красивые места. Рассказываю друзьям короткие истории из жизни, мысли, музыка, кино, концерты. Ловлю хороший момент и делюсь им.


Ольга Бузова, певица и телеведущая, блогер:

Фото: Илья Покалякин, Коммерсантъ

— Мне кажется, я зарегистрировалась в Instagram одной из самых последних. Когда я заводила страничку, у Ксюши Бородиной уже было, по-моему, 300 тыс. подписчиков, а у Пэрис Хилтон — около 1 млн. Тогда я думала: «Ого, как это много!» А спустя время я обогнала Пэрис, причем с большим отрывом. Я не слежу за тем, сколько у кого подписчиков, вижу это только в рейтингах.

Сейчас, спустя пять лет, смотрю какие-то свои первые фото и думаю: как можно было это выложить.

Но это все из-за того, что не было сторис. Сейчас Instagram удобнее: я снимаю видео с экскурсиями и показываю какие-то интересные места в сторис. Люди мне потом пишут, что они туда тоже поехали и им понравилось, благодарят меня за советы. Именно в Instagram я показываю свою жизнь, рассказываю и себе, о своем творчестве, делаю презентации своих песен, и мои подписчики слышат их первыми.


Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Сергей Лисовский, зампред комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию:

— Однажды во «ВКонтакте» вдруг появился мой аккаунт. Фальшивый, конечно. Подозреваю, что появился он не просто так, а для какой-то провокации. Мне пришлось приложить усилия, чтобы его убрать. Я никогда никакими соцсетями не пользовался. Все соцсети считаю информационным мусором, убивающим все ценное для нормального человека — мысли, чувства, эмоции, время, общение.


Фото: Mail.Ru Group

Анна Артамонова, вице-президент Mail.Ru Group:

— Активно использую и Facebook, и Twitter, и Instagram. Чтобы общаться, читать новости, быть в курсе событий. Сегодня почти вся активность чтения новостей переместилась туда. У меня много друзей в сетях, и я могу сразу получить практически любую информацию. Открытые страницы иногда использую, например, для поиска сотрудника — кидаю клич в Facebook, и вот вам сразу результат, правда, много ненужного приходит. Иногда использую сети для развлечения, недавно в Facebook провела опрос «считаете ли вы себя красивее большинства жителей планеты?». Результат получился забавный — более 60% считают себя красивее. Часто использую сети, чтобы освободиться от ненужных вещей. Я ничего не продаю, только отдаю. И забирают все быстро. Важно, пользуясь соцсетями, не остаться там навсегда. Но многие уже стали следить за тем, сколько времени они там проводят. Даже появились специальные программы.


Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Сергей Беляков, президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов, бывший замминистра экономразвития:

— Соцсети использую для общения, получения интересующих меня новостей и информации. Аккаунты у меня есть и в Instagram, и в Twitter, но основным является Facebook. Именно там я, будучи замминистра экономразвития, написал о своем несогласии с заморозкой пенсий. У меня была особая точка зрения, и я решил донести ее до широкой аудитории. Я понимал, что делаю и на что иду, и последствия были прогнозируемы. Но все равно написал. Не скажу, что сейчас я провожу в соцсетях много времени, но и покидать их пока не собираюсь, это удобно и полезно.


Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Андрей Клишас, председатель комитета Совета федерации по конституционному законодательству и госстроительству:

— Раньше я пользовался Facebook, но после того как ФБ начал проводить блокировки по политическим мотивам, в частности, за публикации стихов Пушкина, свою страницу там удалил. И теперь никакими соцсетями не пользуюсь.

Группа «Прямая речь»

Вся лента