Загадка Джерри Коттена
Что известно о внезапной смерти основателя крупнейшей криптовалютной биржи Канады
Молодой миллионер погибает в далекой стране. Лучшие хакеры пытаются взломать ноутбук с миллионами долларов. Безутешная вдова не может получить наследство. Это не краткое содержание голливудского блокбастера, а реальная история криптобиржи Quadriga, которая внезапно потеряла своего основателя и $147 млн клиентских денег.
QuadrigaCX была крупнейшей криптовалютной биржей Канады, а ее основатель и глава Джерри Коттен считался милейшим человеком и филантропом. Сейчас биржа защищена от претензий кредиторов судебным постановлением, а начало полицейского расследования ее деятельности — это лишь вопрос времени. Умершего во многих тысячах километров от дома Коттена подозревают в том, что никакой он не бизнесмен, а мошенник и к тому же, возможно, живой. А все потому, что обстоятельства его смерти уж очень подозрительны, а ее последствия — уж очень значительны для клиентов Quadriga.
Апостол криптовалют
Джерри Коттен родился в 1988 году в провинции Онтарио. В 2010 году окончил престижную школу бизнеса Шулич при Йоркском университете в Торонто. Через три года зарегистрировал Quadriga Fintech Solutions, более известную как QuadrigaCX.
Одна из причин популярности биржи заключалась, похоже, в том, что Коттен знал толк в PR. Имя предпринимателя и его компании буквально не сходили с газетных полос.
Какие-то новости были хорошими. Например, когда в январе 2014 года Джерри потратил 5 тыс. канадских долларов на установку второго в Ванкувере биткойн-банкомата, об этом говорили довольно долго, а самого Коттена называли человеком, который хочет «распространить благую весть о биткойнах по всей Канаде». Неудачи Quadriga тоже не скрывались. Например, потеря из-за компьютерной ошибки Etherium на $14 млн летом 2017 года, тоже широко обсуждалась, делая компанию известнее.
В 2016 году Quadriga стала крупнейшей биржей криптовалют в Канаде. Джерри говорил тогда, что контролирует 80% рынка. Сам он стал единственным и полновластным руководителем компании после того, как в том же году из нее уволились сразу все директора. Причины их ухода никогда не раскрывались.
В 2018 году на Quadriga были зарегистрированы уже около 300 тыс. человек. Часть из них хранила здесь же свои сбережения.
Внезапная и своевременная кончина
В начале 2018 года у компании начались трудности. Canadian Imperial Bank of Commerce (CIBC) решил заморозить сотни счетов биржи, на которых хранились $21,6 млн. Счета были открыты платежным оператором Quadriga, компанией Costodian Inc. Но банк не смог определить, кто в действительности владеет средствами, которые были положены на счета для покупки криптовалют,— биржа, платежный оператор или заявленные пользователи.
Quadriga потеряла доступ к этим средствам. У ее пользователей начались проблемы с выводом денег, породившие слухи о скором банкротстве.
А в конце года Джерри Коттен умер. Ему было всего 30. Картина, нарисованная представителями Quadriga, безупречна: ответственный бизнесмен умер в далекой стране, стараясь помочь тем, кому фортуна благоволила меньше, чем ему.
«С тяжелым сердцем мы сообщаем о внезапной кончине Джеральда Коттена, со-создателя и генерального директора QuadrigaCX. Лидер и провидец, изменивший жизнь всех вокруг себя, Джерри умер вследствие осложнений болезни Крона 9 декабря 2018 года во время поездки в Индию, где он должен был открыть сиротский приют, чтобы у нуждающихся детей был дом и надежное убежище»,— так начинался некролог, одновременно послуживший и объявлением о смерти.
Стройная официальная картина происшедшего начала рушиться почти немедленно. У покойного оказалось множество недоброжелателей, которые стали задавать неудобные вопросы.
Почему Джерри Коттен был похоронен столь стремительно, а первое сообщение о его смерти появилось так нескоро? По официальным данным, останки Коттена были преданы земле в родной Канаде уже на третий день после смерти в Индии. А то самое сообщение на страничке Quadriga в Facebook появилось лишь 15 января. То есть компания больше месяца скрывала от клиентов факт смерти своего руководителя.
Почему Джерри, страдавший болезнью Крона с 24-летнего возраста, решился поехать в Индию? Одно из самых серьезных воспалительных заболеваний кишечника может проходить очень мучительно, а смертность от его осложнений (например, от септического шока, который и вызвал смерть Джерри) очень высока. Врачи вряд ли рекомендовали бы больному длительные поездки со сменой климата и кухни, а главное, с затрудненным доступом к высококачественной медицинской помощи.
Перед самой поездкой Джерри составил свое первое за всю жизнь завещание.
Получается, Коттен знал, что путешествие опасно? Если так, то почему он его предпринял? Также странно, что человек, любящий видеть свое имя в новостях, совершал благотворительную поездку тайно.
Пароль: «подозрительность»
Но настоящим шоком стала информация о том, что компания «потеряла» $147 млн клиентских денег. Это стало известно 5 февраля, когда Quadriga подала заявление о защите от кредиторов.
Из заявления следовало, что Джерри Коттен был единственным человеком, у которого был доступ к управлению счетами пользователей биржи. По словам вдовы, Дженнифер Робертсон, Коттен очень серьезно относился к вопросам безопасности, а потому все средства хранились в «холодных» кошельках — на жестких дисках компьютеров, не имеющих выхода в интернет. Сам глава фирмы подсоединялся к ним при помощи своего ноутбука, который был защищен паролем. Зашифрованными оказались электронная почта и мессенджер, через которые Коттен вел бизнес.
В итоге, как заявляет Робертсон, ни у нее, ни у кого-то еще из сотрудников компании не осталось доступа к счетам 115 тыс. клиентов, все средства на них недоступны.
К заявлению прилагались и данные под присягой показания вдовы. Она утверждает, что не вела дела и не имела информации о делах мужа и компании, что предприняла все возможные усилия к поиску паролей от кошельков и ноутбука мужа. Однако ничего не обнаружила. Неудачей окончились и попытки вскрыть ноутбук Коттена, которые предпринимались приглашенными хакерами.
Прошение компании и показания Робертсон вызвали новые вопросы. Например, про отсутствие доступа к счетам у других сотрудников компании.
Во-первых, сам Коттен в 2015 году заявлял, что его биржа использует кошельки с мультиподписью. То есть для управления ими нужны разрешения еще хотя бы двух руководителей проекта. А согласно судебному заявлению Коттен управлял всеми операциями в одиночку.
Во-вторых, слова Дженнифер Робертсон о том, что ее муж не оставил записок с паролями, тоже выглядят сомнительными. Потому что за 12 дней до своей неожиданной смерти Джерри Коттен написал завещание, в котором передал ей свои активы — несколько объектов недвижимости, автомобиль, аэроплан, яхту и двух собак. Он также оставил супруге управление двумя банковскими счетами, но при этом якобы забыл про ключи для управления бизнесом.
Остаются вопросы и по факту самой смерти Коттена. Робертсон предоставила свидетельство о смерти, выданное индийскими властями. Правда, в нем допущена ошибка в написании фамилии Коттена. К заявлению приобщено и свидетельство о захоронении, выданное канадской компанией J. A. Snow Funeral Home 12 декабря (через три дня после смерти в Индии). Само похоронное агентство пока не подтвердило его подлинность.
Тем не менее Верховный суд провинции Новая Шотландия предоставил Quadriga 30 дней защиты от кредиторов. Компания EY назначена независимым наблюдателем, который проследит за тем, как биржа будет пытаться вернуть деньги клиентам.
«Мы уверены, что у вас много вопросов. Мы в самом начале очень долгого пути и у нас пока нет всех ответов»,— говорится в заявлении QuadrigaCX. Компания настаивает, что ничего противозаконного в ее деятельности нет. По словам адвокатов биржи, уголовного расследования в отношении Quadriga и семьи Коттена также не ведется. Но в полиции эту информацию не подтвердили.
«Королевская канадская конная полиция (федеральная полиция Канады.— “Ъ”) в курсе подозрений, высказываемых в адрес Quadriga. Мы не будем далее предоставлять информацию по этому вопросу»,— говорилось в заявлении пресс-службы полиции. Как отмечают местные СМИ, никогда еще краткость заявления не была столь зловещей.