Медицина становится дорогой и цифровой
Какие тренды будут влиять на сферу здравоохранения в ближайшие годы
Расходы на здравоохранение в мире растут все быстрее из-за старения населения, распространения хронических заболеваний и внедрения дорогостоящих технологий. Игрокам рынка предстоит приспосабливаться к растущей цифровизации и адаптироваться к меняющимся внешним условиям, следует из доклада консалтинговой компании Deloitte.
По подсчетам экспертов Deloitte, расходы на здравоохранение в мире в 2017 году составили $7,7 трлн. До 2022 года эти траты будут расти в среднем на 5,4% в год и достигнут $10 трлн. Для сравнения с 2013 по 2017 годы темпы роста составляли 2,9% в год.
Сохранится огромный разрыв между разными странами. В то время как в США к 2022 году на здравоохранение на душу населения будут тратить $11,7 тыс. в год, то в Пакистане — $54. В 2022 году годовые расходы на здравоохранение в Северной Америке должны достигнуть $4,2 трлн, в Западной Европе — $2,3 трлн, в то время как в Латинской Америке — лишь $437 млрд, а на Ближнем Востоке и в Африке — $279 млрд.
По-прежнему будет повышаться средняя продолжительность жизни — с 73,5 года в 2018 году до 74,4 года в 2022 году. В связи с этим доля населения в возрасте старше 65 лет вырастет до 11,6%, составив 668 млн человек. В некоторых регионах доля пожилых людей будет намного больше — в Японии она составит 29%, а в Западной Европе — около 22%.
По прогнозам аналитиков, борьба с инфекционными заболеваниями будет становиться все более эффективной. Например, число вызванных СПИДом смертей уже упало с 2,3 млн в 2005 году до 940 тыс. в 2017 году и продолжит снижаться. Число людей, умерших от малярии, сократилось с примерно 1 млн в 2000 году до 445 тыс. в 2016 году.
Доля смертей от неинфекционных болезней, прежде всего сердечно-сосудистых заболеваний, рака и диабета, вырастет с 71% в 2016 году до более чем 80% (в ряде развитых стран). Растет и число смертей, связанных с загрязнением окружающей среды. В 2016 году их число составило 4,2 млн. В первую очередь эта проблема затрагивает Азиатско-Тихоокеанский регион.
Эксперты выделили и основные проблемы и задачи, которые стоят перед игроками рынка здравоохранения в 2019 году.
Среди них выделяется необходимость поддержания финансовой устойчивости на фоне быстрых изменений. Речь идет как о том, что в связи с растущими затратами игрокам нужно задуматься о снижении издержек и повышении эффективности, так и о появлении у традиционных медицинских институтов новых конкурентов в лице технологических компаний. По оценке авторов исследования, медицинско-технологический сектор будет расти в ближайшие годы в среднем на 15,9% в год и достигнет к 2021 году $280,3 млрд.
Отсюда вытекает еще одна задача — инвестиции в технологии и цифровая трансформация. Искусственный интеллект (ИИ) может помогать в постановке диагнозов и разработке новых лекарств. Виртуальная и дополненная реальность могут использоваться как при обучении врачей, так и в процессе лечения. Медицинский интернет вещей поможет контролю за состоянием пациентов.
Развитию этой сферы уделяют внимание как государства, так и IT-гиганты. Apple разрабатывает медицинское приложение Health Gorilla, а Google создает ИИ, который мог бы прогнозировать риск заболеваний у пациентов и улучшать поиск медицинских данных.
Растущая цифровизация влияет и на сам формат оказания медицинской помощи. С одной стороны, многие процедуры, которые раньше требовали госпитализации, теперь могут выполняться амбулаторно. С другой — все большее распространение получает телемедицина, то есть оказание медицинских услуг онлайн, через телеконференции, приложения и т. д.
По мнению директора группы по обслуживанию предприятий отрасли медико-биологических наук Deloitte Дамира Хусаинова, телемедицина является довольно привлекательным форматом в России. «Бесплатная медицинская помощь сопровождается относительно сложной доступностью, длительным ожиданием записи и очередями. Частные медицинские клиники еще не так широко распространены в регионах и относительно дороги для большей части населения. Интернет-магазины сформировали потребительские предпочтения получения товара или услуги "здесь и сейчас"»,— отмечает господин Хусаинов.
Сюда примыкает еще задача — адаптация к меняющимся потребностям и ожиданиям клиентов. Такие изменения связаны:
- с ростом числа хронических заболеваний,
- с конкуренцией со стороны технологических компаний,
- с распространением приложений, позволяющих людям отслеживать состояние своего здоровья,
- с потребительским опытом в других сферах,
- с большей требовательностью клиентов платной медицины.
Еще одна задача отрасли — соответствие регуляторным нормам, которые также меняются довольно быстро. Из-за цифровизации игрокам рынка придется все больше внимания уделять кибербезопасности, тем более что данные о состоянии здоровья людей являются довольно деликатными.