Общество со здоровым самоощущением

повестка

Перспективы развития российской системы здравоохранения станут одной из главных тем для дискуссий на Сочинском форуме. Вопросы повышения эффективности государственных медицинских услуг, цифровизации здравоохранения в рамках ОМС и тренда на пациентоориентированность будут обсуждаться на сессиях форума «Здоровое общество» — в 2019 году он выделен в отдельное мероприятие в рамках Российского инвестиционного форума. В панелях должны принять участие как наиболее высокопоставленные представители правительства в этой сфере, так и представители бизнеса и экспертного сообщества.

Тема здравоохранения на форуме Сочи-2019 становится органичной и выделенной частью обсуждения здоровья общества

Фото: РИА Новости

В нынешнем году организаторы Сочинского форума решили посвятить теме развития российского здравоохранения целый ряд сессий, которые в совокупности образуют форум «Здоровое общество». В общей сложности в него входит более десяти панельных дискуссий, посвященных широкому кругу тем, связанных со сферой здравоохранения: от реализации национального проекта «Здравоохранение» до перспектив рынка эстетических медицинских услуг. В объявленных дискуссиях должны принять участие как представители правительства — вице-премьер Татьяна Голикова и глава Минздрава Вероника Скворцова, так и представители медицинского, страхового и банковского бизнеса вместе с экспертами в сфере здравоохранения из академических институтов.

Напомним, основной вектор развития российского здравоохранения на следующие шесть лет задан национальным проектом «Здравоохранение». Он должен решить задачи, поставленные президентом Владимиром Путиным в указе №204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Речь идет, в частности, о снижении смертности населения трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тыс. населения, смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев, от новообразований, в том числе злокачественных,— до 185 случаев, младенческой смертности — до 4,5 случая на 1 тыс. новорожденных. Кроме этого президент поставил задачу ликвидировать кадровый дефицит в медучреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, обеспечить оптимальную доступность таких учреждений для населения, а также обеспечить охват всех граждан профилактическими осмотрами не реже одного раза в год. Согласно опубликованному Росздравнадзором паспорту проекта, он включает восемь федеральных проектов, основная цель которых повышение к 2024 году продолжительности жизни до 78 лет, а к 2030 году — до 80 лет. На реализацию национального проекта выделяется более 1,36 трлн руб. на шесть лет. При этом больше половины средств будет израсходовано в течение первых трех лет (с 2019 по 2021 год).

Как ранее отмечал Минтруд, максимальный потенциал для выполнения указа президента находится в сфере смертности россиян, поскольку именно РФ отстает здесь от развитых европейских стран. Среди возможных мер ведомство приводит профилактику заболеваний, мотивирование населения к здоровому образу жизни, рост доступности медпомощи и улучшение условий труда. Впрочем, над этими направлениями правительство работало и в рамках майских указов 2012 года и завершило эту деятельность со скромными результатами и без детального анализа эффективности принятых мер. Принципиально новыми компонентами здравоохранения выглядят только меры по лечению онкологических заболеваний, цифровизация потоков информации о пациентах и диспансеризациях пожилых.

Так, модернизация лечения онкологических заболеваний является наиболее затратной частью нацпроекта, которая потребует увеличения расходов системы ОМС на онкопомощь с 2019 года более чем в три раза за счет спецсубсидии из федерального бюджета. Непосредственно в ходе нацпроекта предполагается потратить почти 1 трлн руб., то есть 982 млрд руб. до 2024 года. Пик расходов придется на 2020 год, в течение которого будет потрачено 217 млрд руб. Главные статьи расходов — переоснащение существующих онкоцентров, создание онкоамбулаторий и региональных лабораторных референс-центров.

Вторая по важности сфера приложения нацпроекта — цифровизация здравоохранения, как государственного, так и частного. Для этого, впрочем, Минздрав продолжит работу по уже существующим проектам — так, основой для цифровизации ожидаемо становится уже частично запущенная единая система информатизации в сфере здравоохранения, в состав которой входят электронная медицинская карта с возможностью записи к врачу, а основой для цифровизации предоставления лекарств — телемедицина, узаконенная как практика в конце 2017 года.

Еще один блок нацпроекта — развитие системы превентивной медицины и мотивация населения к здоровому образу жизни. Для этого Минздрав предлагает к 2024 году довести до 100% охват населения ежегодными профилактическими осмотрами. Напомним, профосмотры являются облегченной версией процедуры диспансеризации, сейчас проходят раз в два года и призваны выявить у посетителей такие риски, как риск сердечно-сосудистых заболеваний и туберкулеза. В новой, ежегодной версии останется большинство тех же процедур — те, которые не войдут, будут по-прежнему проводиться раз в два года, как, например, маммография.

Помимо осмотров Минздрав планирует внедрить различные мероприятия по продвижению принципов здорового образа жизни — впрочем, их основные компоненты уже были сформулированы ведомством в рамках одноименного проекта федеральной программы. Они включают в себя различные меры по регулированию потребления продуктов питания, мотивационные программы для вовлечения населения в занятия спортом и снижения употребления сигарет, алкоголя и соли. Отметим, впрочем, что пока неизвестно, на базе какой статистики Минздрав планирует вести учет эффективности этих мер. Сейчас в РФ есть два основных источника, по которым можно анализировать потребление продовольствия,— продуктовые балансы и бюджетные обследования домохозяйств Росстата, однако их данные сильно расходятся. В результате статистика о питании россиян, которую сейчас собирает правительство, может расходиться с реальными объемами потребления на 15–25% и даже более. Видимо, в ближайшие годы правительство планирует как-то решить проблему сбора статистики о питании. Вице-премьер Татьяна Голикова ранее заявляла: нацпроекты в соцсфере предполагают разработку системы мониторинга питания различных групп населения, для того чтобы предотвратить распространение сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и болезней желудочно-кишечного тракта.

В целом расширение статистического учета на сферу питания — мировой тренд: все большее число заболеваний населения являются хроническими и зависят в том числе от качества питания человека в течение всей жизни. С проблемой ожирения сейчас столкнулись практически все страны: по данным ООН, каждый восьмой взрослый житель Земли сейчас страдает от ожирения (672 млн человек). С начала 2000-х ряд государств пытается повлиять на питание граждан с помощью стимулирующих и запрещающих мер: от акцизов на сахар до пропаганды здорового образа жизни в СМИ (о взглядах граждан РФ на здоровое питание см. статью «Соя оказалась неприменима»). Но исследования этих мер пока не показали их высокой эффективности: в большинстве случаев они могут повлиять только на отдельные показатели поведения, при этом число людей с ожирением продолжает расти на несколько процентных пунктов в год.

Анастасия Мануйлова

Вся лента