Невидимые миру «Грэмми»

В Лос-Анджелесе раздали награды Академии звукозаписи

В лос-анджелесском Staples Center прошла 61-я ежегодная церемония вручения наград американской Академии звукозаписи. И независимо от того, кто в итоге оказался в числе победителей, и даже несмотря на ударный результат Дональда Гловера, выступающего под псевдонимом Чайлдиш Гамбино, с самого начала церемонии можно было сказать, что в этот вечер победили женщины. Комментируют Борис Барабанов и Сергей Ходнев.

Певицы St.Vincent («Лучшая рок-песня») и Дуа Липа («Лучший новый артист») украсили церемонию дуэтным номером

Фото: Mike Blake, Reuters

Кендрик Ламар, заявленный в восьми номинациях, победил в одной. Это хуже, чем его прошлогодний результат (пять статуэток), причем на мнении академиков не сказалась и Пулитцеровская премия, лауреатом которой Кендрик Ламар стал в 2018 году — первым среди рэперов. Канадский коллега Ламара Дрейк был заявлен в семи номинациях, но выиграл одну. Неплохой результат показала Бренди Карлайл — три награды из шести возможных. Но самым большим разочарованием стал проигрыш Леди Гаги. Она претендовала на награды за лучшую песню года и лучшую запись года, и в обоих случаях ее совместную с Брэдли Купером песню «Shallow» из фильма «Звезда родилась» обошел Чайлдиш Гамбино с песней «This Is America». В итоге певица получила за «Shallow» две менее почетные награды — за лучшее исполнение дуэта или группы и за лучшую песню, написанную для визуальных искусств. В номинации «Альбом года» всех неожиданно обошла кантри-певица Кейси Масгрейвс.

Вообще, барышни разных возрастов определенно затмили на «Грэмми» мужчин. Жанель Моне предстала в привычной роли женской инкарнации Принса. Карди Би, первая девушка в истории «Грэмми», взявшая награду за лучший рэп-альбом, танцевала синхронно со своим кордебалетом и издавала свой фирменный боевой клич «Крррр!». Большие сборные номера были посвящены бабушке кантри Долли Партон (здравствующей) и легенде соула Арете Франклин (покойной). 75-летнюю Дайану Росс вывел на сцену ее девятилетний внук. Леди Гага исполнила «Shallow» в компании Марка Ронсона, но без своего партнера по фильму «Звезда родилась» Брэдли Купера — он был в Лондоне на церемонии BAFTA. Лучшим женским номером был дуэт противоположностей — певицы St.Vincent и британской поп-артистки по имени Дуа Липа, которую признали лучшим новым артистом. Еще один абсолютный новичок церемонии — певица H.E.R. (Габриэлла Уилсон) показала красивый соул с гитарным соло и унесла из Staples Center награды за лучшее исполнение R’n’B и лучший R’n’B-альбом.

От певиц в мехах и блестках рябило в глазах. На общем фоне выделялась ведущая Алиша Киз в строгом наряде амазонки. Когда о музыкантах говорит не комик-конферансье, как это принято на церемониях такого уровня, а их коллега, это совсем другая картина. Тем более когда этот музыкант время от времени присаживается за рояль, чтобы напомнить величайшие мелодии мира, или же подпевает друзьям, или просто пританцовывает по-свойски.

Алиша Киз вела ту часть церемонии, которую показывали по ТВ. Но была еще и Premiere Ceremony, предшествующая телетрансляции часть события, где чествуют номинантов во вроде бы менее важных категориях, но именно там на самом деле царит музыка. Там Шэгги читал рифмованные правила вручения наград и там же его и Стинга объявили авторами лучшего регги-альбома. Там наградили за блюзовые достижения великого Бадди Гая и его молодого коллегу по имени Фантастик Негрито. Там сообщили о том, что Бек победил Бьорк в номинации «Лучший альтернативный альбом». Там дочери Куинси Джонса Рашиде дали «граммофончик» за фильм о папе. Там чествовали Лори Андерсон и Kronos Quartet. Там посмертно дали «Грэмми» Крису Корнеллу, а лучшей рок-пластинкой назвали альбом громких новичков Greta Van Fleet. И именно там стало окончательно ясно, что главная певица на планете сейчас St.Vincent (настоящее имя — Энни Кларк). Она записала лучшую рок-песню («Masseduction»), а заодно сделала лучшую обложку альбома (с собственной попой).

Россиян и выходцев из России в списках номинантов было немало, причем на сей раз отнюдь не только в классических разделах. Но ни диджей Антон Заславский, он же Zedd, ни альбом «Yiddish Glory» с Псоем Короленко «Грэмми» не взяли. Не повезло и музыкантам из классических номинаций, даром что и там российское присутствие выглядело в этом году весьма нетрафаретно: «Риголетто» с Дмитрием Хворостовским, номинированный посмертно, Марис Янсонс с оркестром и хором Баварского радио, неожиданно выдвинутый именно в хоровой номинации, и, наконец, совсем уж непривычное присутствие дирижера-хоровика с церковным бэкграундом Владимира Горбика.

Академики в этой ситуации предпочли устроить праздник на улице родной музыкальной индустрии: все награжденные «классические» коллективы — американские. Не то чтобы это шло вразрез с обычными раскладами «Грэмми», но зато интересен выбор самой музыки во всех премированных случаях. Есть Шостакович — в оркестровой номинации, как и два года назад, победили Андрис Нелсонс и Бостонский симфонический оркестр. Есть капелька старинной музыки — лучшим вокальным соло признали диск молодого тенора Карима Сулеймана и кливлендского ансамбля Apollo’s Fire с итальянским барокко XVII века. Однако заметнее всего среди награжденных записей все равно смотрится современный репертуар. Скрипичный концерт Аарона Джея Керниса (тоже пулитцеровского лауреата) награжден как лучшее современное произведение, при этом и соло канадца Джеймса Энеса отмечено в соответствующей номинации. А лучшей оперной работой, обойдя и «Альцесту» Люлли, «Риголетто», и даже «Доктора Атома» Джона Адамса, стало произведение, что называется, с пылу с жару, выводящее на сцену практически родного для масс персонажа — сочиненный композитором Мейсоном Бейтсом «байопик» Стива Джобса.

Фотогалерея

Как прошла 61-я церемония вручения музыкальной премии Grammy

Смотреть

Вся лента