Ужиться с медведем

Экспертиза

Анатолий Кочнев, эксперт по белому медведю, старший научный сотрудник Института биологических проблем Севера ДВО РАН

На самом деле это не первый случай массового скопления белых медведей в полярных широтах. Подобное ученые наблюдали еще в 1990-м на Чукотке, когда лед исчез почти во всей зоне континентального шельфа, от Новосибирских островов в Якутии до мыса Барроу. С тех пор в морях Северного Ледовитого океана ледовый покров сокращается очень быстро, и нашествие медведей на Новой Земле — то, о чем мы давно предупреждали.

Увы, наши северные поселения к новым условиям не приспособлены. Разбросанные с размахом пятиэтажки в них соседствуют с полуразрушенными постройками, где зверю несложно спрятаться. Вокруг поселков — бытовые свалки. Еще в 1990-е у ученых государственного заповедника «Остров Врангеля» возникали конфликты с военной частью: военные никак не хотели решать проблему утилизации отходов, в итоге в контейнере с пищевыми отходами осенью кормилось сразу несколько медведей бок о бок с местными собаками. Обитатели базы даже прикормили медведицу с медвежатами возле солдатской столовой, и та, в конце концов, напала на солдата.

Это принципиальный вопрос: в новых климатических условиях человеку нельзя вести себя в Арктике так расслабленно, как он вел себя полвека назад.

Но то, что мы наблюдаем на Земле Франца-Иосифа и острове Врангеля, говорит об обратном: наш подход к хозяйствованию в Арктике мало отличается от того, что был в 1960–1970-е при СССР. А ведь Россия заявила о расширении своего присутствия в северных широтах. Боюсь, появление новых баз, метеостанций и тем более жилых поселков усугубит ситуацию. Чем больше в Арктике людей, плохо представляющих особенности поведения белого медведя, тем выше риск инцидентов. Новые арктические поселения требуют совершенно иного планирования и архитектуры, иного подхода к инфраструктуре. И удачные примеры есть — в Канаде, Норвегии.

На что обратить внимание? Мы не раз говорили: еще на этапе проектирования арктического объекта в штат должен входить профильный биолог (в Канаде, скажем, консультации ученых предоставляются частными компаниями по контракту). Это важно: иногда достаточно перенести объект на несколько километров в сторону с пути миграции зверя, чтобы избежать конфликтов. Те же зоологи могут подсказать, где лучше построить дорогу или склад ГСМ. Второй аспект — новые поселения в Арктике должны быть максимально компактными, чтобы все жизненно важные части поселка можно было обнести высоким забором. Это единственная возможность безопасного сосуществования с животными в Арктике.

А проблему с мусором нужно решать так же, как в Антарктике, где любое складирование отходов в принципе запрещено. Да, это дорого, но любая база обязана обзавестись печью, чтобы сжигать продукты жизнедеятельности. У нас это пока из области пожеланий. А для охраны краснокнижных белых медведей предпочитают принимать законы о тюремных сроках и штрафах для браконьеров вместо того, чтобы профинансировать программу разработки и производства отпугивающих средств.

Вся лента