Кубань уходит в глубокий экспорт
Агропромышленный комплекс Краснодарского края в 2018 году экспортировал сельхозтоваров на $2,2 млрд, при этом доля сырьевой продукции составила 80%. Сегодня региональные власти мотивируют сельхозпроизводителей переориентироваться на экспорт продуктов глубокой переработки. Эксперты считают, что для этого необходимо решить ряд проблем, в том числе с логистикой.
В конце января министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным заявил, что в 2018 году российские сельхозпроизводители экспортировали продовольствия на сумму $25,8 млрд. Основу экспорта составляет зерно, на его долю приходится 40% вывозимой продукции. «Будем сейчас в рамках экспортного проекта все-таки пытаться экспортировать продукцию с большей добавленной стоимостью»,— цитирует слова министра сельского хозяйства страны kremlin.ru.
Как сообщили в региональном минсельхозе, в 2018 году экспорт продукции АПК Краснодарского края в стоимостном выражении превысил $2,2 млрд (8,5% от общероссийского), при этом он ориентировочно остался на уровне 2017 года. Это около 30% в общекраевом объеме всех отгруженных товаров (3-е место после минеральных продуктов и топливно-энергетических товаров). На сегодняшний день в числе экспортеров сельхозпродукции региона 135 стран ближнего и дальнего зарубежья. На долю сырьевой продукции в экспорте АПК приходится более 80%, продукции переработки — порядка 20%. При этом около 70% от всей стоимости отгруженной сельхозпродукции — зерновые культуры, пшеница и кукуруза. Основные страны-экспортеры зерновых — Турция, Египет, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Израиль, Индонезия, Камерун, Южная Корея.
«Мы нацелены переориентироваться от сырьевого экспорта к экспорту продуктов глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью. У перерабатывающих предприятий Краснодарского края для этого большой потенциал. Продукция, которую они производят, конкурентоспособна и востребована на международных рынках. Кроме того, по многим позициям переработчики готовы наращивать объемы производства»,— сообщил заместитель губернатора края Андрей Коробка. По его словам, приоритетные направления, за счет которых планируется наращивать объем экспорта,— зерновые, масложировая продукция, производство сахара, мукомольно-крупяная и крахмало–паточная продукция.
«К концу 2024 года нам предстоит выйти на объем экспорта в стоимостном выражении в размере $3,8 млрд. В частности, в 2019 году экспорт продукции АПК должен быть на уровне $2,3 млрд»,— отметил господин Коробка.
По словам аналитика ГК «Финам» Алексея Коренева, в России не существует данных по экспорту продуктов с высокой добавленной стоимостью (ВДС). Есть лишь официальные данные по всей переработке сельхозпродукции, в то время как продукция с ВДС относится прежде всего к глубокой переработке. «Точной статистики по доле товаров с высокой добавленной стоимостью нет по той простой причине, что критерии оценки, где добавленная стоимость высока, а где нет, не просто размыты, а чаще всего просто не определены»,— отметил господин Коренев.
«В будущем время доставки в Китай будет сокращено, и планируется ввести специализированные вагоны для скоропортящейся продукции. Я считаю это прорывом, но это прорыв только на китайский рынок»
Тем не менее эксперт констатирует, что объемы экспорта продукции с ВДС растут, хотя и очень незначительными темпами. «В первую очередь речь идет о продукции производств глубокой переработки, в частности производителей глютена, лизина, пектина и т.п. К таковым среди новых проектов можно отнести строящийся в Волгоградской области завод по глубокой переработке кукурузы, мощностью 133 тыс. тонн в год, подготовку к запуску в Ставропольском крае проекта по глубокой переработке пшеницы с производственными мощностями в 125 тыс. тонн в год»,— привел примеры Алексей Коренев. Кроме того, он отметил, что в России достаточно стремительно развиваются производства по глубокой переработке мяса птицы и мяса крупного рогатого скота, а также молочной продукции, в частности производство сыров.
«Сначала перед сельхозпроизводителями была поставлена задача — обеспечить Россию продукцией собственного производства. Сейчас по большинству направлений страна уже вышла на почти полное обеспечение своих потребностей и вероятней всего в ближайшее время будет наращивать экспорт этих видов сельхозпродукции»,— сообщил эксперт.
Зерно бьет по муке
В конце января эксперты зернового рынка отметили, что цены на продовольственную пшеницу и муку в России достигли исторических максимумов. Об этом сообщает Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). По его информации, почти во всех субъектах РФ стоимость пшеничной муки превысила рекорды 2016 года. Как поясняют эксперты, подорожание было вызвано укреплением цен на зерно, а также ростом НДС и тарифов ЖКХ. «Драйверами роста цен на зерно были регионы юга России, а также Центральный и Северо-Западный федеральные округа, где ценовые индексы — самые высокие в стране. Этому способствовали активный экспорт, обусловленный возросшими мировыми ценами и очередным витком девальвации рубля, а также высокий спрос на пшеницу всех классов со стороны животноводческого и птицеводческого секторов, которые уже осенью испытывали дефицит сырья ввиду недостаточного предложения зерна к продаже»,— цитирует пресс-релиз ИКАР „Ъ“.
Это губительно сказалось на экспорте муки, считает коммерческий директор Тихорецкого комбината хлебопродуктов Андрей Королев. В 2017 года это предприятие наладило поставку продукции по железной дороге в Китай. В месяц объем реализации был небольшой около — 200 тонн (для сравнения поставки муки в Абхазию с этого предприятия составляют 1 тыс. тонн в месяц). Но вот уже пять месяцев, как Тихорецкий комбинат хлебопродуктов прекратил торговлю с Поднебесной.
Экспертное мнение
«Предпринимаемые усилия для увеличения доли экспорта сельхозпродукции с высокой добавленной стоимостью, на наш взгляд, недостаточны для того, чтобы страна могла совершить значительный рывок в данном направлении,— считает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.— Среди причин нехватка инвестиций, не всегда эффективные управленческие решения, слабое развитие сельхозпредприятий малых форм — фермерских и крестьянских хозяйств, сложности с получением кредитов и т. д. Однако уже сейчас наблюдаются позитивные подвижки по целому ряду направлений, развитие которых может в будущем поспособствовать появлению новых агропредприятий, производящих и экспортирующих продукцию с высокой добавленной стоимостью. В частности речь идет о производстве глютена, лизина, пектина и т. п., а также глубокой переработке мяса птицы и мяса крупного рогатого скота».
«Причина в том, что экспорт зерна задает тон ценообразованию на муку. И по сложившейся на российском рынке цене мука для китайцев дорога. Такая цена и для нас, жителей России, высока. У нас была надежда на развитие отношений с Поднебесной, и все к этому уже шло, но, к сожалению, политика правительства РФ в отношении экспорта зерна помешала нам заниматься экспортом»,— рассказал господин Королев. По его мнению, в стране необходимо принимать заградительные меры по экспорту зерна. С марта прошлого года мука подорожала более чем на 10,5 руб. Такого роста ранее отмечено не было.
«Попасть на китайский рынок сложно, конкуренция очень большая, в том числе с алтайскими производителями. Качество нашей продукции китайцев вполне устраивает. На нашей пачке присутствует географический индикатор, там написано: «Мука Тихорецкая кубанская». И жителям Поднебесной это очень нравится, они знают, что такое Кубань, мы снимали для них фильм о нашем предприятии»,— уточнил Андрей Королев. Также он отметил, что торговля мукой была приостановлена не только с Китаем, но и с Израилем, в этом направлении Тихорецкий комбинат также предпринимал попытки.
В числе других проблем, препятствующих экспорту муки, господин Королев называет демпинг со стороны соседней Украины и конкуренцию с Турцией. На территории последней страны работают около 700 мельниц. Турки предпочитают приобретать в России зерно, изготавливать муку на собственных производствах и перепродавать готовый продукт за рубеж.
«В силу климатических особенностей Россия в производстве зерновых и масличных культур является мировым лидером. Основными потребителями этой продукции являются страны бывшего СНГ, Ближнего и Среднего Востока, частично Европа и Азия. При этом в силу особенностей логистики и производства подобный товар дешевле поставлять в виде сырья, а переработкой заниматься уже на месте»,— считает Алексей Коренев.
Постное номер один
Если говорить об экспорте переработанной сельхозпродукции, то значительная его часть приходится на масложировые продукты. По данным директора «Союза производителей растительных масел на Кубани» Ивана Артеменко, в 2018 году страна экспортировала продукты масложировой отрасли ориентировочно на сумму в $6,84 млрд, что составляет 26,5% от всего объема экспорта сельхозпродукции России. В частности экспорт подсолнечного масла за девять месяцев прошлого года составил 1,4 млн тонн. Оно поставляется на зарубежные рынки в основном в нерафинированном виде.
«Объемы поставок рафинированного масла незначительные. Бутилированное масло поставляется в Армению, Азербайджан, Казахстан, страны Средней Азии и Ближнего Востока, в Афганистан»,— рассказал господин Артеменко. По его словам, рынок подсолнечного масла очень сложный, в частности Украина, которая входит в тройку лидеров–экспортеров, активно демпингует на этом рынке. Среди причин, препятствующих экспорту, эксперт также называет квоты на поставку продукции, возникшие после вступления России в ВТО, санкции и непредсказуемые ввозные пошлины в Турции. «В начале года была сложная ситуация по поставке продуктов в Турцию, позже турецкие власти немного смягчили политику. Основная причина этого — продолжающееся снижение реэкспорта из Турции в другие страны»,— констатировал Иван Артеменко. Тем не менее, Россия заняла первое место по экспорту подсолнечного масла в Турцию — 498,5 тыс. тонн.
Как сообщили в министерстве сельского хозяйства края, в 2018 году экспорт растительного масла, произведенного на Кубани, вырос на 23% по сравнению с прошлым годом и составил 170 тыс. тонн.
Экспорт для имиджа
По данным регионального минсельхоза, в 2018 году экспорт винодельческой продукции, произведенной на территории Кубани, вырос до 305 тыс. декалитров. «Мы целенаправленно увеличиваем поставки вин за границу. Зарубежным потребителям нравится наша продукция — об этом говорит спрос и их высокая оценка. В прошлом году виноделы региона за границей получили 80 медалей»,— цитировала слова губернатора Кубани Вениамина Кондратьева пресс-служба администрации края.
В 2018 году представители 18 кубанских винодельческих предприятий посетили Германию для презентации товаров. «Результат был даже для нас неожиданный: интерес был огромный. В Берлине, планируется открытие постоянно действующего шоу-рума — выставочной площадки, на которой будет представлено на постоянной основе российское виноделие, в основном кубанское»,— рассказала председатель Ассоциации производителей винограда и алкогольной продукции края «Кубаньвиноградалко» Наталья Чибинева. Вместе с тем она отмечает, что на сегодняшний день экспорт вина особой погоды для отрасли не делает. Всего лишь около 3% продукции, произведенной в крае и маркированной защищенным географическим наименованием, реализуется за рубеж.
«Экспорт нужен скорее для того, чтобы обратить внимание нашего российского потребителя на продукт, чтобы повысить имидж вина кубанского производства и спрос на него в России. Это своего рода пиар-компания. У нас своего вина с защищенным географическим наименованием не очень хватает даже для своего рынка»,— отметила госпожа Чибинева. Она также отмечает большие убытки, которые терпят кубанские виноделы при перевозке товара из-за слабой логистики. Прежде всего это проблема затрагивает доставку продукции в европейские страны. «Что касается Германии, то выстроить логистику должны заинтересованные компании с немецкой стороны, это непросто. Но есть и положительный пример, в Бельгии нашлась такая компания — Start2taste»,— рассказала Наталья Чибинева.
В конце декабря руководители четырех виноделен: «Гранд вино», «Лефкадия», «Саук-Дере», «Вилла Виктория» — заключили с компанией Start2taste договор об эксклюзивных поставках продукции. На середину декабря прошлого года предприятия переправили за границу около девяти тысяч бутылок, сообщала пресс-служба администрации края. Глава бельгийской компании Димитри Бонте тогда высоко оценил качество кубанских вин и заявил, что игристое вино из России конкурентоспособно с известными сортами шампанского. Он добавил, что у компании уже есть заказы от ресторанов со звездами гида Michelin.
Дорога в Китай
Основными адресатами сельхозпродукции с ВДС по-прежнему остаются страны ближнего зарубежья, такие как Армения и Абхазия. Однако увеличение экспорта опрошенные игроки рынка связывают с новым перспективным направлением — Китаем. Товары туда поставляют и виноделы, и производители молочной продукции. В конце октября прошлого года было заявлено, что компания Rail Cargo Logistics — RUS выступит логистическим провайдером нескольких производителей Краснодарского края: ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат», АО «Комбинат хлебопродуктов „ТИХОРЕЦКИЙ”» и ОАО «АПФ „Фаногория”», обеспечив ускоренную доставку их продукции по железной дороге в китайский город Чэнду. Как сообщила пресс-служба компании, документ был подписан на площадке форума малого и среднего бизнеса «Дело за малым» в Краснодаре. Маршрут пройдет через территорию России и пограничный переход в Забайкальске до конечного пункта назначения — город Чэнду — с возможностью автодоставки «до двери» китайских покупателей. Срок доставки составит 14–16 суток.
«В будущем время доставки в Китай будет сокращено, и планируется ввести специализированные вагоны для скоропортящейся продукции. Я считаю это прорывом, но это прорыв только на китайский рынок»,— рассказала Наталья Чибинева. В конце ноября 2018 года на Кубань приезжала делегация Харбина. Она посетила заводы «Абрау-Дюрсо» и «Кубань-Вино». «Китайцы были очень удивлены, что у нас продукт натуральный, нет ничего искусственного. Сейчас идет подготовка к заключению договоров. До сих пор поставки в Китай осуществляет одна „Фаногория”»,— сообщила госпожа Чибинева.
В Сочи презентуют хаб
Кубань представит на инвестиционном форуме в Сочи проект Южного экспортно-импортного хаба, об этом губернатор края Вениамин Кондратьев рассказал СМИ в декабре прошлого года. Проект вошел в Стратегию социально-экономического развития региона до 2030 года. «Мы собираемся показать механизм реализации Стратегии-2030, в том числе, через инвестпроекты. Один из самых крупных — проект Южного экспортно-импортного хаба»,— рассказал Вениамин Кондратьев.
Этот инфраструктурный проект объединит девять портов, четыре аэропорта, сеть промышленно-логистических центров. Предполагается, что хаб обеспечит совершенно иные возможности для экспорта продукции кубанских производителей на мировой рынок.
В «АПФ „Фаногория”» пояснили, что в 2018 году компания экспортировала 34,1 тыс. декалитров продукции, преимущественно в Китай (33,1 тыс. декалитров), а также в Японию и в магазины сети дьюти фри аэропорта Шереметьево (они также идут по статье «экспорт»). Объемы экспорта в 2017 году составили 12,4 тыс. декалитров, на долю Китая пришлось 10,3 тыс. декалитров. «Таким образом, объемы экспорта практически утроились, хотя занимают весьма небольшой процент от производства „Фаногории”. Отечественный рынок для нас остается в приоритете. Что касается винного рынка Китая, то он настолько емок и динамичен, что мы туда отправляем все ассортиментные позиции — игристые вина, вина без выдержки, вина выдержанные, чачу и коньяки (бренди)»,— пояснили в пресс-службе „Фаногории”.
Как отмечалось выше, в сторону Китая также смотрят и кубанские производители муки. «Логистическая схема поставок нашей продукция пока такая: мука поступает на Дальний Восток, там ее перегружают в машины и доставляют в Китай. Сейчас рассматриваем вариант доставки морем, рассчитываем стоимость. Сложность заключается в том, что китайцы очень скрупулезные, пытаются сэкономить на каждой цепочке, и пока по цене мы не проходим»,— рассказал коммерческий директор Тихорецкого комбината хлебопродуктов Андрей Королев.