«Все спектакли точно сняты целиком»

29-е заседание по делу «Седьмой студии»: суду представили вопросы для новой экспертизы

На заседании 12 февраля в Мещанском суде Москвы по делу «Седьмой студии» участники процесса представили суду вопросы и предложили экспертов для проведения нового исследования деятельности театральной организации. Суд принял предложения сторон и удалился для вынесения решения, которое огласит 21 февраля.

29-е заседание по делу «Седьмой студии». Главное

  • На заседании 12 февраля гособвинение и защита представили свое видение того, какой должна быть новая экспертиза по делу «Седьмой студии». Провести новое исследование на прошлом заседании предложила судья Ирина Аккуратова. Необходимость новой экспертизы она не объяснила. Но защита жаловалась, что экспертиза на стадии следствия была низкого качества.
  • Первым по новой экспертизе высказалось гособвинение. По мнению прокуратуры, нужно провести только финансово-экономическую экспертизу. Специалисты должны ответить, сколько государство выделило денег на «Платформу», все ли траты были целевыми, не было ли ущерба, а если был, то каков его размер.
  • Адвокаты предложили не ограничиваться только финансовыми вопросами. По их мнению, нужно провести комплексную экспертизу. Защита считает, что исследование должно охватывать все стороны работы «Седьмой студии», отвечать не только на экономические, но и на социоискусствоведческие вопросы.
  • Единственное, в чем сошлись стороны процесса: исследование должны проводить специалисты центра при государственном ведомстве. В качестве такого органа они назвали Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
  • Однако защита считает, что экспертам центра Минюста нужно оставить только финансовые вопросы, а на социоискусствоведческие вопросы должны ответить приглашенные специалисты: Владимир Спиваков, Мария Ревякина, Марина Андрейкина, Василий Церетели, Дмитрий Мозговой, Борис Юхананов, Видмантас Силюнас, Елена Ковальская, Дмитрий Ренанский.
  • Выслушав участников процесса, судья Ирина Аккуратова удалилась в совещательную комнату. Свое решение по экспертизе судья объявит 21 февраля.

Режиссер Кирилл Серебренников

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ


13:08. Далее поднимается адвокат Ирина Поверинова. Она просит отменить домашний арест Апфельбаум, если будет назначена экспертиза. Затем поднимается Серебренников. Он говорит, что «действительно по каждому спектаклю нужно давать комментарии».

«Для изучения представленных материалов в судебном заседании объявляется перерыв до 9:30 21 февраля»,— говорит судья. На сегодня заседание закончено.

13:07. Поднимается адвокат Лысенко. Полностью поддерживает ходатайство адвоката Харитонова. Говорит, что у него есть дополнение. По его словам, материалами делами доказано, что «Седьмая студия» была создана для реализации «Платформы». Также, говорит адвокат, материалами дела доказано, что все мероприятия в рамках «Платформы» были реализованы. Вместе с тем, говорит адвокат Лысенко, не было установлено, что были хищения. Он считает, что нужно назначить комплексную экспертизу в аудиторском центре «Бэта». Помимо аудиторов Лысенко также предлагает привлечь к проведению экспертизы всех тех специалистов, которых называл адвокат Харитонов. Адвокат Лысенко просит представить экспертам для изучения все материалы дела и вещественные доказательства. По его мнению, перед экспертами следует поставить такие вопросы:

— Когда, на каких основаниях и в каких размерах Минкульт выделял «Седьмой студии» деньги?

— Получала ли «Седьмая студия» кредиты и в каком размере?

— Когда они были возвращены и в каком размере?

— Были ли спонсорские средства?

— Какая сумма затрат «Седьмой студии» на реализацию «Платформы»?

В конце речи адвокат Лысенко попросил суд разрешить Юрию Итину и другим подсудимым присутствовать при экспертизе и давать комментарии.

12:59. — Все,— говорит секретарь.

— Это все? Больше нет? — уточняет судья.

— Все спектакли точно сняты целиком,— говорит Серебренников. Он поясняет, что были показаны «видеоматериалы к спектаклям», из которых можно понять, какие были декорации, какие были спектакли. Режиссер уточняет, что у них еще есть полное видео спектаклей.

12:49. Еще двое слушателей покинули зал заседаний. Участники процесса продолжают исследовать видеоархив «Платформы». Прокурор Надежда Игнатова с интересом смотрит на экран, где транслируются материалы.

12:42. Кто-то пытается попасть в зал заседаний. «Перерыв будет, войдете»,— резко отвечает пристав в приоткрытую дверь.

12:36. Следом показывается мастер-класс по сальсе и танго.

12:36. После показывается видеоматериал к спектаклю Алексея Паперного, далее идут съемки со спектакля «Голод», «Страсти по Никодиму». Секретарь зачитывает название и ставит ударение в имени «Никодим» на букву «о». Серебренников ее поправляет, ставит ударение на последний слог.

12:24. Трое слушателей покинули зал заседаний.

12:22. Слушатели в зале тоже слегка заскучали. Кто-то смотрит клип Hozier на песню «Movement». Участники процесса между тем добрались до фестиваля грузинской музыки, транслируются звуковые файлы.

12:15. Прокурор Олег Лавров уже не смотрит на экран. Он с кем-то переписывается в телефоне.

12:08. «В кругу самом близком он остался огрызком»,— поют актеры спектакля «Охота на Снарка» с экрана. Далее секретарь суда открывает новую папку. В ней видео по инсталляции «Postgravity». Серебренников поясняет, что эта инсталляция на космическую тему. Малобродский добавляет, что в ней участвовал сербский космонавт. «С участием живого сербского космонавта»,— добавляет Серебренников. Из-за слова «живой» в зале поднимается смех.

12:04. Следующая папка «Охота на Снарка». «"Охота на Снарка" — это современная опера Юрия Лобикова по произведениям Льюиса Кэрролла»,— поясняет Серебренников суду. Мимоходом он указывает на экран, говорит, что человек на сцене — Давид Бобе. «Он начинает спектакль "Метаморфозы"»,— говорит режиссер. «А вот уже сам спектакль»,— наконец загружается видео по «Охоте на Снарка». Видео длится шесть минут.

— Спектакль идет шесть минут? — спрашивает судья Аккуратова.

— Это рекламный ролик,— поясняет адвокат Харитонов.

11:53. Затем показывается видео выступления Курентзиса на «Платформе». На видео показан оркестр, на сцене стоит черный рояль.

11:50. Затем показывается отрывок спектакля «Мальчики пахнут апельсинами». «Это декабрь 2012 года»,— поясняет Серебренников. Следом идет папка «Рабочие материалы», в ней съемки в районе Курского вокзала. «Это материалы к какому-то перформансу»,— говорит Серебренников. Затем идет музыкальная репетиция, а следом папка «Катастрофа», в ней все по музыкальному представлению дирижера Теодора Курентзиса на «Платформе».

11:43. Далее показывается дискуссия с дирижером концерта «Восстание». Среди участников можно видеть Екатерину Воронову, одного из фигурантов дела, находящегося в розыске.

11:38. Изучаются видеоматериалы по концерту современной музыки «Восстание». Стоит дата — 19 мая 2012 года.

11:32. «Это опера Сергея Невского по рисункам аутистов»,— поясняет с места Серебренников суть постановки Autland, которую исследует суд.

11:25. Заседание возобновляется. Исследуется папка видеоматериалов под названием «Метаморфозы». Далее исследуется видеоматериал по спектаклю «Отморозки». Следом идут материалы по балету и медиафестивалю.

11:19. Сегодня Кирилл Серебренников пришел в черной футболке с белыми надписями: на груди — «Seit», а на спине — «Tur». Режиссер уже приходил в ней на заседание 15 января. Надписи на футболе — это отсылка к спектаклю Серебренникова «Tuva pilseta» («Ближний город») по пьесе Марюса Ивашкявичуса. Он был поставлен в марте 2017 года в Латвийском Национальном театре. Эта постановка, по словам самого Серебренникова, «про двойную жизнь», действие в ней разворачивается в двух местах — «tur» и «seit», «там» и «здесь».

Футболку покрывает длинная черная кофта режиссера.

11:11. Все в зале с интересом смотрят экран, где транслируется видеоархив «Платформы». Прокуроры Надежда Игнатова и Олег Лавров смотрят на экран, делают себе пометки, иногда смотрят в свои телефоны. Помимо мероприятий, показываются дискуссии, которые проводились на «Платформе», на экране показывается финальная дискуссия, помимо прочих, в ней участвуют Сербренников, бывший глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков. В дискуссии Серебренников что-то говорит, но его не слышно. «Ой, какие хорошие слова. А можно погромче?» — говорит адвокат Ирина Поверинова. В этот момент судья неожиданно объявляет перерыв на пять минут.

11:01. Участники процесса продолжают изучать видеоматериалы.

По левую руку от судьи Аккуратовой поставлен большой экран. На него выводятся видеоматериалы. Серебренников их комментирует. Один из материалов — черный квадрат. Судья косится на режиссера: мол, почему ничего не видно. Серебренников объясняет, что это черный квадрат.

В зале смех. Судья тоже слегка улыбается.

10:59. Адвокат Харитонов начал передавать судье дополнительные материалы. Когда он поднес к столу Аккуратовой кипу из 700 листов, распечатку страницы «Платформы» в Facebook, в зале поднялся смех. После участники процесса начали исследовать видеоархив «Платформы». Секретарь пытается прочитать название. Она произносит слова «родовая травма», запинается, пытается прочитать название полностью. С первой скамьи ей помогает Кирилл Серебренников. «Русский театр как родовая травма»,— громко басит он. В зале смех.

10:57. По оценочному блоку адвокат Харитонов предложил привлечь специалистов некоммерческого партнерства Строгова, Никитину, Лаврова и других. Харитонов предложил предоставить экспертам все материалы дела, все вещественные доказательства. Также защитник предложил исследовать и предоставить экспертам видеоархив «Платформы» в 4 терабайта на внешнем диске, распечатанные рецензии на 557 листах, распечатку страницы «Платформы» в Facebook на 700 листах. Кроме того, адвокат предлагает приложить к материалам список участников каждого мероприятия «Платформы» на 142 листах.

Адвокат Харитонов просит допросить каждого участника проекта. Далее защитник предлагает список постоянных участников проекта «Платформа» на пяти листах. «Это те люди, которые постоянно работали»,— говорит он.

Харитонов просит истребовать в Альфа-банке полную выписку с момента создания «Седьмой студии» до 31 января 2014 года. Также он просит истребовать выписку по счету «Седьмой студии» в Балтийском банке развития. Этот счет, по словам адвоката, связан с кредитом в 5 млн руб. Все эти документы адвокат Харитонов передает судье. Он подчеркивает, что зачитанные им вопросы экспертам «подписаны тремя адвокатами».

10:55. Адвокат Харитонов говорит, что защита согласна с гособвинением, что нужно привлечь экспертов при госучреждениях, а именно — специалистов из судебно-экспертного центра при Минюсте РФ. Но их, по словам адвоката Харитонова, следует привлекать только для ответов на вопросы финансово-экономического блока. По социо-искусствоведческому блоку адвокат Харитонов предложил привлечь экспертов: Владимира Спивакова, Марию Ревякину, Марину Андрейкину, Василия Церетели, Дмитрия Мозгового, Бориса Юхананова, Видмантаса Силюнаса, Елену Ковальскую, Дмитрия Ренанского.

10:43. Адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов просит провести социо-искусствоведческую, финансово-экономическую и оценочную экспертизу. Адвокат говорит, что по социо-искусствоведческому блоку просит экспертов ответить на следующие вопросы:

— Проводилась ли публичные мероприятия «Седьмой студии» в ходе «Платформы»?

— Создавались ли «Седьмой студией» в рамках «Платформы» собственные мероприятия?

— Создавались ли оригинальные, авторские произведения на «Платформе»?

— Сколько произведений не были созданы по заказу «Седьмой студии», но были воплощены в рамках «Платформы»?

— Сколько авторов, исполнителей, художников и других специалистов участвовали на «Платформе»?

— Были ли дискуссии, лекции, мастер-классы на «Платформе»?

— Каков охват и аудитория «Платформы»?

— Сколько было зрителей?

— Каковы социальные последствия проведения «Платформы»?

По финансово-экономическому блоку Харитонов просит ответить на такие вопросы:

— Сколько денег отражено в официальной отчетности и выплачено работникам «Седьмой студии»?

— Сколько наличных выплачено в качестве зарплаты по всем категориям сотрудников?

— Какова сумма выплат гонораров?

— Какова сумма фактически выплаченных гонораров?

— Какая сумма выплат отражена в официальной отчетности?

— Какова сумма фактических выплат наличными?

— Какова сумма выплат авторского вознаграждения?

Вопросы адвоката по оценочному блоку экспертизы:

— Какова сумма для функционирования «Седьмой студии» для реализации «Платформы» в 2011-2014 годах, в том числе оплаты труда, оплаты за аренду и коммунальные платежи, за приобретение и аренду оборудования, транспортные расходы, командировочные, накладные и другие расходы?

— Какова рыночная стоимость оборудования для проведения подготовительных работ по обустройству площадки в Цехе белого?

— Какова рыночная стоимость тех произведений, которые были выпущены «Седьмой студией» на «Платформе»? По каждому произведению и всего за период?

10:29. Поднимается адвокат Дмитрий Харитонов. Он говорит, что высказывает общую позицию трех адвокатов: свою, а также защитников Алексея Малобродского и Софьи Апфельбаум. Адвокат Юрия Итина не называется.

10:27. Далее поднимается Софья Апфельбаум. Она говорит, что тома 51 и 104 «фактически дублируются». «61, а не 51»,— поправляет ее судья Аккуратова.

Затем высказываются подсудимые. Они говорят, что их позиция согласована с их адвокатами.

10:26. Поднимается прокурор Олег Лавров. Он просит суд провести по делу судебно-финансово-экономическую экспертизу с помощью экспертного центра при Минюсте РФ. Прокурор зачитывает вопросы, на которые должны ответить эксперты:

— Когда, на каких основаниях, в каком объеме в 2011-2014 годах Минкульт выделял деньги на проект «Седьмой студии»?

— Финансировалась ли деятельность «Седьмой студии» из других источников, помимо средств Минкульта?

— Если да, на каких основаниях проходило финансирование?

— Выдавались ли «Седьмой студии» займы и кредиты из денег Минкульта?

— Сколько сняли наличных со счетов «Седьмой студии», в том числе при помощи карт?

— Производились ли перечисления ИП? Прокурор называет те ИП, которые следствие сочло обнальными конторами.

— Какие последствия наступили?

— Причинен ли ущерб Минкульту? В каком объеме?

Далее прокурор вновь называет ИП, которые следствие сочло обнальными конторами. Являются ли они такими согласно законодательству, ставит прокурор еще один вопрос перед экспертами.

Просим представить экспертам тома дела: 116, 138, <...>, 67, <...>, 87, 79, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 21, 24, 61, 55, 62, 63, 64, 72, 74, 77, 80, 81, 82, 83, 84, 86, 87, 88, 89, 90, 98, 99, 100, 103, 104, 114, 115.

Также прокурор просит представить экспертам вещественные доказательства.

«Вопросы об экспертах оставляем на усмотрение суда», — закончил речь прокурор.

10:11. Судья напоминает, что на прошлом заседании было предложение провести экспертизу. Она дает возможность высказаться сторонам.

9:55. Входит судья Ирина Аккуратова. Заседание начинается. Проверяется явка: все на месте, кроме представителей Минкульта.

«Родственники, проходим. Первую лавку не занимать»,— командует пристав.

9:53. Через пять минут мастера вышли из зала. И сразу в него прошли представители гособвинения — прокуроры Олег Лавров и Надежда Игнатова. Остальных участников пригласили в зал. За ними пригласили слушателей.

9:49. В 433 зал прошла бригада мастеров. Ранее сегодня адвокат Ирина Поверинова жаловалась, что не работает кондиционер.

9:48. Обычно перед началом заседания приставы выставляют поперек коридора металлическую скамью, обозначая зону, где могут находиться только участники процесса. Сегодня приставы скамью выставлять не стали. Желающие попасть на заседание сидят на скамье прямо у дверей 433 зала. Подсудимые и их защитники, тем временем, прогуливаются по коридору, либо беседуют в лифтовом холле.

9:40. Приехал Алексей Малобродский.

9:38. В какой-то момент у защитников и подсудимых в руках появились некие листы формата А4. Начало заседания тем временем затягивается.

9:32. За пять минут до назначенного времени заседания на этаже появился адвокат Дмитрий Харитонов. Он отошел в дальний угол коридора, позвал остальных участников процесса. Они стали что-то обсуждать. С собой у Харитонова кейс на колесах.

9:26. Через 15 минут пришли подсудимая Софья Апфельбаум и ее адвокат Ирина Поверинова.

9:13. В 09:10 в суд пришел Юрий Итин.

9:13. В конце прошлого заседания судья Ирина Аккуратова неожиданно для многих поставила вопрос о проведении экспертизы по делу. Ее характер и содержание она предложила определить самим участникам процесса.

Ожидается, что сегодня стороны представят свои предложения по экспертизе, а суд их рассмотрит и решит, какой будет эта экспертиза.

После прошлого заседания адвокат Дмитрий Харитонов, защищающий Кирилла Серебренникова, в кругу своих коллег по делу предлагал сделать ее «комплексной», с привлечением свидетелей, экономистов и других специалистов, чтобы они смогли заново и полностью оценить работу «Седьмой студии».

9:07. Сегодняшнее заседание отмечено большим вниманием со стороны СМИ. Еще до открытия суда было выставлено несколько телекамер.

9:04. Сегодня заседание по делу «Седьмой студии» назначено на 09:30. Первым сегодня пришел адвокат Юрий Лысенко, он защищает Юрия Итина. У здания Мещанского суда Москвы он был еще до его открытия.

В одно время с ним пришел один из представителей гособвинения — прокурор Олег Лавров.

Все слушания по делу «Седьмой студии»

Хроника «театрального дела»

Смотреть


Фигурантами по делу проходят пять человек. Среди них — режиссер Кирилл Серебренников, директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум, бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский, экс-гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин и продюсер Екатерина Воронова (находится в международном розыске). Их обвиняют в хищении не менее 133 млн руб., выделенных на проект «Платформа» с 2011 года по 2014 годы. Все фигуранты отрицают вину.

Роман Дорофеев

Фотогалерея

Действующие лица в «Седьмой студии»

Смотреть