Просвещение обойдется без третьей смены
Ольга Васильева поставила перед родителями цели современной школы
Министр просвещения Ольга Васильева в понедельник встретилась с родителями школьников из нескольких регионов. Министр рассказала, что будет сделано в рамках национального проекта «Образование» и сколько это будет стоить. Родителей при этом больше всего интересовал ход борьбы с обучением в школах в три смены, конфликты между школьниками и педагогами и невозможность одновременно сдавать на ЕГЭ профильную и базовую математику.
Ольга Васильева рассказала родителям, что национальный проект «Образование» состоит из десяти федеральных проектов. За часть из них будет также отвечать Министерство науки и высшего образования и Росмолодежь. Эти проекты направлены на развитие волонтерства и увеличение количества иностранных граждан, обучающихся в России. Напомним, на реализацию всего нацпроекта из федерального бюджета будет выделено 723,3 млрд руб., из региональных бюджетов — 45,7 млрд руб., из внебюджетных источников — 15,4 млрд руб. (см. подробнее о нацпроектах материал «Правь неправленое») Из федеральных проектов больше всего средств (252 млрд руб.) выделят проекту «Современная школа», рассказала госпожа Васильева. Он подразумевает увеличение количества мест в школах и полную ликвидацию обучения в третью смену.
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» министерство планирует создать к 2021 году 900 тыс. новых мест дополнительного образования.
«Для детей с ограниченными возможностями здоровья хотим расширить практику дистанционных онлайн-курсов»,— отметила госпожа Васильева. При этом в заявлении пресс-службы министерства также подчеркивается, что проект направлен на воспитание «гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации», всего на него выделено 75 млрд руб. В рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» (8,4 млрд руб.) Министерство просвещения планирует создать федеральный портал для родителей, где можно будет найти информацию о любых видах образования и получить помощь в вопросах усыновления, рассказала Ольга Васильева. Проекту «Цифровая образовательная среда» выделят 77,4 млрд руб.— столько будет стоить обеспечение стабильным и быстрым интернетом всех образовательных организаций, обновление их сайтов и сеть из 340 центров цифрового образования для детей.
Госпожа Васильева рассказала и о проектах, посвященных преподавателям: на «Учителя будущего» и «Молодых профессионалов» выделят 15 млрд и 145 млрд руб. соответственно.
Столько средств необходимо для полного внедрения национальной системы учительского роста, создания центров непрерывного развития работников системы образования и 100 центров профессиональной подготовки.
Родителей, приглашенных на встречу, больше всего беспокоили отнюдь не цифры и планы министерства. Так, один из присутствовавших спросил министра, есть ли эффективные практики для решения конфликтов между обучающимися и педагогами. «Каждая сторона должна знать свои обязанности и права. И тогда будет складываться тот самый диалог, тот союз, без которого нельзя сделать ребенка счастливым»,— ответила министр, подчеркнув, что в ее семье «обсуждение учителя было просто невозможно».
Мама выпускника из Курганской области пожаловалась на запрет министерства одновременно сдавать ЕГЭ и по базовой, и по профильной математике: «Это коснулось ребят, которые выбирают технические специальности, но если не получилось со сложной (профильной.— “Ъ”) математикой, то получается, что у них уже нет возможности выбрать какие-то другие направления. При этом все изменения произошли практически за полгода до сдачи экзамена, когда люди приняли уже какие-то решения»,— рассказала она, но сочувствия министра не добилась. «Либо я чего-то не понимаю, либо родители чего-то не понимают,— ответила Ольга Васильева.— Если ты идешь в инженерный вуз, у тебя по определению профильная математика и другой быть не может. Если ты идешь петь и плясать, у тебя нет математики. Изменить свою траекторию жизненную за три месяца невозможно. Нельзя готовить ребенка в инженерный вуз и сдавать потом базу».
Задать вопрос также удалось маме из Чеченской Республики: она отметила, что на прошлой встрече с министром уже звучало обещание ликвидировать третью смену. «Но раньше 43 школы в республике учились в третью смену, а сейчас, к сожалению, это уже 70 школ, 15% от общего количества»,— пожаловалась она. «Меня, конечно, радует, что детишек рождается много…» — начала отвечать министр. «Ну мы стараемся!» — заверила ее обратившаяся женщина. Ответ министра потонул в смехе, но позже госпожа Васильева все же еще раз заверила, что в рамках нацпроекта третья смена будет ликвидирована к 2021 году.