Пользователи разблокировали баннеры
Число скрывающих рекламу россиян начало снижаться
«Яндекс» впервые зафиксировал снижение доли россиян, пользующихся блокировщиками интернет-рекламы. Компания связывает это с тем, что почти все сайты за последнее время отказались от раздражающих рекламных форматов. Но для видеосервисов блокировщики остаются важнейшей после пиратства проблемой.
«Яндекс» зафиксировал наиболее длительное и существенное снижение доли россиян, пользующихся блокировщиками рекламы, сообщили “Ъ” в компании: за 12 месяцев к началу февраля их доля среди пользователей «Яндекс.Браузера» снизилась на 1,7 процентного пункта, хотя до этого росла. Годом ранее 22% пользователей браузера устанавливали блокировщики, сейчас — около 20%. «Отчасти мы связываем это с отказом рынка от использования наиболее раздражающих рекламных форматов»,— уточнил руководитель продуктовой команды «Яндекс.Браузера» Дмитрий Тимко.
По данным LiveInternet, «Яндекс.Браузер» — второй по популярности среди десктопных браузеров в России с долей 9,6% в феврале 2019 года, у Google Chrome — 46,6%. «Яндекс.Радар» оценивает долю «Яндекс.Браузера» в 19,93%, Google Chrome — 40,83%.
От раздражающей рекламы российские сайты начали избавляться в 2018 году. Отраслевая ассоциация IAB Russia выпустила рекомендации о том, какие форматы лучше не использовать: полноэкранную рекламу на смартфонах без возможности закрыть ее сразу, рекламу с автоматически включающимся звуком, большие всплывающие окна, мешающие читать контент, и т. д. С февраля 2018 года количество сайтов с раздражающей рекламой в рунете уменьшилось на 98%, оценивают в «Яндексе». Сейчас «Яндекс.Браузер» каждый день скрывает в среднем 45 тыс. агрессивных рекламных блоков, год назад — 3,5 млн. Продолжают использовать агрессивные форматы в основном агрегаторы бесплатного видеоконтента, отмечают в компании.
Представитель Google отметил, что компания не предоставляет статистику по рекламе в России, но входит в объединение Coalition for Better Ads, которое проводит исследования, устанавливает стандарты и отслеживает ситуацию в рекламной отрасли.
«Яндекс.Браузер» и Google Chrome предложили встроенную фильтрацию раздражающих форматов, и часть пользователей перестала ставить тотальные блокировщики, подтверждает президент IAB Russia Борис Омельницкий. Кроме того, даже большинство владельцев сайтов из серой зоны, которые размещают, например, пиратское видео, также привели рекламные форматы в соответствие с рекомендациями, чтобы не терять показы, отмечает он. Измерения показывают, что назойливая реклама приводит пользователей, не заинтересованных в покупке, а у некоторых даже отбивает желание приобрести продукт, тогда как для рекламодателей важно качество аудитории, добавляет директор по развитию продуктов агентства Amnet (входит в Dentsu Aegis Network) Тимофей Пивсаев.
Господин Пивсаев объясняет снижение пользования блокировщиками рекламы еще несколькими причинами: люди больше проводят времени в социальных сетях, где реклама раздражает меньше; растет трафик приложений, в которые сложнее встроить раздражающие форматы; увеличивается обеспокоенность насчет персональных данных, которые требуется сообщить при установке блокировщика. Директор по развитию бизнеса компании Variti Эдуард Макаров напоминает, что в 2018 году аудитория десктоп-устройств упала на 2%, и падение доли посещений сайтов через браузеры с блокировщиками может быть связано именно с этим. Директор Hearst Shkulev Digital Сергей Астапенко и вовсе считает, что снижение пока остается в рамках погрешности и выводы делать рано: «У нас по ряду проектов есть снижение, но форматы там особо не менялись».
Для видеосервисов проблема блокировщиков по-прежнему очень важна и остается на втором месте после пиратства, говорит представитель «СТС Медиа» (распространяет контент через онлайн-кинотеатр Videomore, сайты каналов СТС и «Домашний»): «Используя блокиратор, пользователь фактически пиратит наш контент. Мы вместе со всей индустрией работаем над решением этой проблемы».