Энергия стала независимой

Тенденция на энергосбытовом рынке России — повышение конкуренции и снижение расходов на электричество

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В последние годы в России очень сильно меняется взгляд на отношения между энергосбытовыми компаниями и потребителями электроэнергии. По данным Минэнерго РФ, сейчас в России работают более сотни энергосбытовых организаций, и с каждым годом их количество продолжает увеличиваться. Помимо гарантирующих поставщиков, на рынке появляются независимые предприятия, готовые оказывать те же самые услуги. Однако бизнесу не всегда понятно — чем одно отличается от другого? И как правильно выбрать энергосбытовую компанию?

Начнем с того, что многие изначально неверно понимают смысл наименования «гарантирующий поставщик», считая, что это предприятие, рекомендованное государством, и именно с ним обязательно нужно заключать договор. На самом же деле эта формулировка лишь означает, что этот поставщик обязуется обеспечить электроэнергией любое предприятие и не может отказать. То есть зачастую гарантирующие поставщики не выбирают, с кем им работать, и из-за этого терпят большие издержки. Кроме того, они довольно сильно зарегулированы государством, что иногда не оставляет пространства для ценового маневра. Подробно статус гарантирующих поставщиков прописан в Постановлении Правительства РФ №442.

С другой стороны, опыт независимых энергосбытовых компаний показывает, что экономить на электроэнергии можно. В Краснодарском крае успешным примером является ООО «МагнитЭнерго». Предприятие входит в розничную сеть «Магнит» и обслуживает объекты крупного холдинга, однако активно работает и с другими организациями. Причем независимо от их месторасположения. Это возможно благодаря тому, что точки поставки электроэнергии «МагнитЭнерго» есть в пятидесяти девяти регионах страны, что дает предприятию возможность выбирать условия и делать конкурентоспособные предложения не только для розничной сети «Магнит», но и для других энергоемких потребителей по всей России. Ключевыми клиентами «МагнитЭнерго» являются крупные предприятия с присоединенной мощностью более 750 кВа, заинтересованные в экономии.

Возможность выбора

И это еще один важный вопрос — как можно снизить стоимость электроэнергии и в каких пределах? Сегодня на рынке энергосбытовых компаний можно увидеть разные предложения, но нужно понимать, что есть себестоимость производства электричества и другие факторы, влияющие на конечную цену, поэтому слишком дешевой энергия быть не может. Как показывает опыт, экономия может составлять от 0,05 до 0,37 руб. с каждого кВт?ч в зависимости от региона расположения. В частности, такого снижения стоимости «МагнитЭнерго» удалось добиться при обслуживании предприятий розничной сети «Магнит» в 2018 году. И этот опыт компания применяет и в работе с остальными своими клиентами, стараясь формировать максимально комфортное для бизнеса предложение.

Гибкость — это отличительная черта и сильная сторона независимых энергосбытовых предприятий.

По итогам работы за 2018 год потребителям ООО «МагнитЭнерго» удалось сэкономить на стоимости электроэнергии от 0,05 до 0,37 руб. с каждого кВт?ч в зависимости от региона расположения

Их преимущество в том, что они сами выбирают, с кем будут работать, что позволяет избегать ненужных расходов и в конечном счете делать выгодные ценовые предложения. Государство не так сильно вмешивается в их деятельность, и они могут строить самостоятельную взвешенную стратегию поведения на рынке. При этом наиболее крупные из независимых компаний не менее стабильны и надежны, чем гарантирующие поставщики. Но отличие в том, что они могут предлагать более индивидуальные условия и подстраиваться под реальные нужды бизнеса.

Одно из главных заблуждений российских потребителей — что если они откажутся от работы с гарантирующим поставщиком, то придется искать и другие сети для подключения. Думают они так, потому что обслуживает эти сети якобы та же самая организация, и это создает впечатление, что альтернативы ей попросту нет. Однако они забывают о том, что в последние годы практически все ресурсоснабжающие организации выделили энергосбытовое направление, открыв для этого отдельные, аффилированные с ними предприятия. То есть за сети отвечает одно юридическое лицо, а напрямую с клиентами работает другое. Поэтому, если бизнес не хочет работать с таким сбытовым предприятием, он может легко уйти к независимому участнику рынка, который точно так же закупает электроэнергию у той же самой ресурсоснабжающей организации.

Экономия как услуга

Помимо самих тарифов, важное значение для бизнеса имеет уровень потребления электроэнергии и, как следствие, расходов на нее. В связи с этим все больше предприятий внедряют у себя автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ). Разумеется, делают они это не самостоятельно и нуждаются в услугах сертифицированных компаний. Впрочем, крупные энергосбытовые компании сами заинтересованы в том, чтобы их клиенты имели АИИС. Цель создания таких систем — измерение количества электрической энергии, позволяющее определить величины учетных показателей для финансовых отчетов. Поэтому они регулируются федеральным законом «Об обеспечении единства измерений». А основой для построения АИИС являются являются «Технические требования» оптового рынка электроэнергии, сформулированные в приложениях к «Положению о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка».

В идеале устанавливать АИИС должен поставщик электроэнергии, поскольку в этом случае система расчетов будет понятной для обеих сторон. Например, «МагнитЭнерго» проводит весь комплекс работ — от разработки и экспертизы технического задания до испытаний и составления эксплуатационной документации. Причем как для оптового, так и для розничного рынков электроэнергии. Кстати, правилами розничного рынка предусмотрен порядок выбора потребителем разных ценовых категорий, но лишь при условии, что у него установлена автоматизированная система учета электроэнергии.

Таким образом, установка АИИС КУЭ сегодня фактически является необходимостью для любого предприятия, ведь без нее круг ценовых предложений будет довольно ограничен. Кроме того, в комплексе с другими мерами, ее наличие позволяет экономить энергоресурсы. Все это говорит о том, что для российских предприятий сегодня важен не только ценовой, но и сервисный аспект. Невозможно вести эффективную деятельность, сперва не закрыв потребность в оборудовании, повышающем энергоэффективность предприятия, и полностью не автоматизировав эти процессы.

Границы стираются

Еще один тренд — глобализация услуг энергосбытовых компаний. Конкуренция больше не ограничивается границами одного региона. Если участник рынка чувствует себя уверенно в существующих реалиях и видит для себя возможность выхода в другие субъекты РФ, то он начинает работать с бизнесом независимо от его местоположения. Компания «Магнит­Энерго» уже не первый год расширяет свою зону присутствия на оптовом рынке электроэнергии и мощности. От этого выигрывают все — энергосбытовая организация может предложить одни из лучших тарифов в регионе, а у бизнеса появляется возможность выбора, что делает возможной реализацию самых разных проектов во всех регионах России.

Вся лента