Бюджет заморозил северные аэропорты
Задержка в выделении средств отсрочит их реконструкцию
Правительство задерживает выделение финансирования на реконструкцию региональных аэропортов по магистральному плану развития инфраструктуры. В ФКП «Аэропорты Севера» утверждают, что выполнить работы в установленные сроки, учитывая климатические условия, уже невозможно. Это чревато проблемами для авиакомпаний и пассажиров. Задержаться может и модернизация других предприятий. Эксперты подтверждают, что проводить как минимум часть строительных работ после наступления отрицательных температур нельзя, так как их качество резко снизится.
ФКП «Аэропорты Севера» (подведомственно Росавиации, управляет 31 аэропортом и двумя посадочными площадками в Якутии и Магаданской области) не успеет до конца 2019 года освоить бюджетные средства, заложенные на реконструкцию аэропортов в рамках магистрального плана развития инфраструктуры. Об этом рассказал “Ъ” гендиректор предприятия Вадим Волков. Минфин пока не выделил средства, и ФКП не может запустить конкурсы по выбору подрядчиков и начать работы.
В 2019 году должны начаться работы в аэропортах Нерюнгри, Жиганск, Олекминск, Верхневилюйск и Сеймчан общей стоимостью 26 млрд руб., на этот год запланировано 3 млрд руб., говорит Вадим Волков. «Если деньги выделят в середине — конце марта, контракт будет заключен не раньше июня. А строительные работы начнутся еще позже. Средства, выделенные на этот год, точно не будут освоены в полном объеме,— утверждает он.— На севере доосвоить средства очень сложно: после окончания сезона до следующей весны уже ничего не сделать». На протяжении большей части работ закрывается половина ВПП для приемки судов третьего класса, аэродромы могут принимать только вертолеты и Ан-2. «Мы можем на год потерять существенную часть дохода практически по всем реконструируемым аэропортам. Авиакомпании не смогут в полном объеме летать на данные аэродромы, у местных жителей возникнут проблемы с транспортной доступностью»,— пояснил Вадим Волков.
В Росавиации утверждают, что на данный момент срыва сроков не наблюдается.
В течение года будут запущены работы в аэропортах Минеральных Вод, Братска, Новосибирска, Томска, Благовещенска, Амдермы, Певека, Усть-Камчатска и Усть-Хайрюзово. Также начнется проектирование для аэропортов Липецка, Мурманска, Грозного, Ижевска, Кирова, Кадалы, Тынды, Полярного, Усть-Неры, Магана, Бухты Провидения, Марково, Лаврентии и Магнитогорска.
Но источники “Ъ” в отрасли подтвердили, что финансирование по магистральному плану не открыто. По их словам, опасения о несвоевременном начале работ есть не только у ФКП, но и у других подведомственных Росавиации организаций. Деньги поступят на счета исполнителей программы после подписания документов в Минэкономики. В Минэкономики и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» не ответили “Ъ”. В Минфине переадресовали вопросы в Минтранс, где также не ответили.
Общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере строительства Дмитрий Котровский подтвердил, что проблема ведения работ при отрицательных температурах существует. «При несоблюдении технологии в таких условиях физические свойства материалов нарушаются. Попадание влаги при низких температурах весной оборачивается повреждениями конструкции,— объяснил он.— Подрядчик несет ответственность за качество объекта в рамках гарантийного срока. Первично соблюдение технологии и процесса строительства, а не сроки освоения бюджета».
Аэродромы, удаленные от бизнеса
Государству придется обеспечивать выживание малых аэропортов
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что федеральные программные документы зачастую разрабатываются без учета специфики северных регионов, из-за чего регулярно возникают проблемы с переносом сроков проведения работ. Он считает, что выполнить работы в срок можно только при условии получения ФКП заемных средств в банках, но вероятность компенсации расходов на процентную ставку из бюджета низка. «Если сроки выполнения работ не так важны, как декларируется на федеральном уровне, следует признать их нереалистичными и сдвинуть»,— говорит эксперт. Он отмечает, что есть прецеденты, когда неосвоенные средства подпадали под секвестр и не переносились на следующий год.