Чистая энергетика разгонит ВВП
Выполнение Парижского соглашения должно обеспечить рост экономики и занятости в мире
Благодаря переходу к 2030 году на экологически чистую экономику в соответствии с положениями Парижского соглашения по климату мировой ВВП поднимется на 0,1%, а уровень занятости на 0,5%, показывают исследования, проведенные при участии Европейского фонда улучшения условий жизни и труда (Eurofound). Но положительный эффект от такого перехода ощутят больше всего в Китае и ЕС, а США окажутся в проигрыше.
В опубликованном сегодня исследовании «Энергетический сценарий» анализируются возможные варианты развития экономики, в первую очередь ЕС до 2030 года при условии реализации положений Парижского соглашения по климату, то есть при переходе на экологически чистую экономику с низким уровнем выброса углеродов. Исследование проводил Европейский фонд улучшения условий жизни и труда (Eurofound) совместно с аналитической организацией Cambridge Econometrics и университетом Саламанки. Моделирование в рамках исследования показало, что глобальный ВВП после перехода на низкоуглеродную экономику повысится на 0,1%, а занятость — на 0,5%. Для ЕС эти показатели составят 1,1% и 0,5% соответственно.
Наибольший вклад в рост глобальной экономики, по данным исследования, будет внесен благодаря дополнительным инвестициям в экологически чистые виды энергетики, а также благодаря сокращению издержек на добычу углеводородного сырья.
Глобальный рост инвестиций в эту область составит 1%, а объем вредных выбросов сократится на 34,7%. Для Европы в целом можно ожидать снижения вредных выбросов на 20,3%, а роста инвестиций в чистую энергетику — на 1,7%.
В анализе по странам Европы авторы исследования отмечают, что все они выиграют от перехода на низкоуглеродную экономику, но эффективность будет разной.
Например, наибольший рост ВВП будет у Латвии (почти 6%), которая сможет значительно сократить расходы на импорт углеводородов. Рост ВВП на 2% или выше будет также у Мальты, Бельгии и Болгарии. Меньше всего отразится переход на низкоуглеродную экономику на ВВП Дании (0,1%), поскольку та уже значительно продвинута в использовании возобновляемых энергоресурсов и в энергоэффективности. Что касается роста уровня занятости, то заметнее всего он будет у Бельгии (почти 1%) и Испании (0,9%), а Польша будет единственной европейской страной, где занятость снизится, хотя и незначительно, поскольку придется сократить большое число работников в угледобывающей отрасли.
Для наглядности авторы исследования сравнивают потенциальные показатели Европы с показателями США, Китая и Индии. Переход на низкоуглеродную экономику выгоднее всего для Китая, ВВП которого от этого к 2030 году вырастет на 4,7%. У Индии ВВП также вырастет, но уже на 0,6%. Зато уровень вредных выбросов в Индии снизится на 53,2%, а в Китае — на 26,5%. Рост инвестиций в экологически чистые виды энергетики у Китая — 3,2%, у Индии — 1,1%.
Из всех охваченных исследованием стран и регионов лишь у США ожидается падение всех показателей. По оценкам исследователей, ВВП страны упадет на 3,4%, занятость — на 1,6%, инвестиции — на 2,5%, что объясняется сокращением работ в сфере нефте- и газодобычи. Единственный положительный момент — вредные выбросы в США тоже упадут, на 45,5%.
С учетом результатов моделирования авторы исследования называют переход на низкоуглеродную экономику в целом положительным, но подчеркивают, что, несмотря на широкую поддержку Парижского соглашения, регулирующего меры по снижению углекислого газа в атмосфере, объем вредных выбросов растет, и темпы его роста сейчас самые высокие за последние семь лет.
ВШЭ и MIT оценили влияние Парижского соглашения на экономику РФ
Исследователи из ВШЭ и Massachusetts Institute of Technology (MIT) в 2017 году оценили потенциальное влияние Парижского климатического соглашения на экономику РФ в ближайшие годы. Сильнее всего глобальный климатический режим затронет угольный и отчасти газовый экспорт — в целом без диверсификации экономика РФ потеряет из-за Парижского соглашения с 2035 года 0,2–0,7 процентного пункта роста ВВП. Отказ же от его ратификации ситуацию не улучшит и может вызвать введение углеродного налога на российский экспорт.