По данным Федеральной торговой комиссии США (FTC), в прошлом году жертвами так называемых романтических мошенничеств стали более 21 тыс. американцев. Они лишились $143 млн, поверив в искренность чувств виртуального возлюбленного. Эти данные ведомство публикует специально перед широко отмечаемым в мире Днем святого Валентина, когда особенно активизируются «влюбленные» онлайн-мошенники.
Фото: Alvaro Barrientos / AP
Так называемые романтические или любовные мошенничества вышли в США на первое место среди других видов обмана по объему общих потерь для их жертв. Об этом в своем ежегодном докладе о защите прав потребителей сообщает Федеральная торговая комиссия США. По данным ведомства, в прошлом году более 21 тыс. американцев пострадали от действий мошенников, изображавших из себя влюбленных.
Всего обманутые потребители лишились $143 млн, что стало очередным рекордом. Всего четыре года назад жертвами были 8,5 тыс. человек, которые потеряли $33 млн, и с каждым годом цифры только росли.
На романтический обман чаще ловятся люди в возрасте 40–69 лет, чем 20-летняя молодежь. А самые большие суммы теряют люди в возрасте за 70.
Если в прошлом году средняя сумма потерь на одного пострадавшего американца независимо от возраста составляет $2,6 тыс., то на одного американца в возрасте за 70 — уже $10 тыс.
Аналогичные данные с предостережениями ежегодно публикует и Федеральное бюро расследований (ФБР), хотя у этого ведомства цифры значительно отличаются от данных FTC. Так, по информации ФБР, в 2016 году почти 15 тыс. пострадавших от романтических мошенничеств потеряли в общей сложности свыше $230 млн.
Попадаются на подобные мошенничества не только американцы. Накануне Дня святого Валентина печальную статистику опубликовала федеральная полиция Канады. Хотя канадцев, отдавших свои деньги фальшивым возлюбленным, гораздо меньше американцев — всего около 760 человек. Зато в расчете на одного человека они потеряли гораздо больше — $22,6 тыс. (а в общей сложности — $17 млн).
А обманутые британцы, по данным Национального центра сбора информации о мошенничествах и киберпреступлениях, лишились в прошлом году более £50 млн ($65,4 млн), и средний размер потерь на одного подданного Соединенного Королевства составил $14,4 тыс.
Чаще всего такие обманы начинаются с вполне невинного общения на сайтах знакомств или в соцсетях, где мошенники создают фальшивые аккаунты с красивыми фотографиями и интересной историей жизни.
Когда общение с потенциальной жертвой уже хорошо налажено, мошенник «вдруг» попадает в какую-нибудь сложную ситуацию, из которой его или ее может спасти некоторая сумма денег, или, наоборот, он или она предлагает «выгодную сделку» или «прибыльный проект», на которые у него/нее не хватает денег, и т. п. варианты.
Общение может продолжаться недели или месяцы, но во всех случаях есть общие характерные признаки, на которые ФБР и FTC призывают обращать внимание.
- Как только контакт с жертвой налажен, мошенник стремится перенести общение в личную почту или мессенджер, чтобы не «светиться» на сайтах знакомств или в соцсетях.
- Мошенник очень быстро «влюбляется» и страстно в этом признается.
- Он утверждает, что живет далеко или работа связана с разъездами; уверяет, что очень хочет увидеться с «любимым/любимой», но каждый раз в последний момент возникают какие-то непредвиденные обстоятельства, мешающие встрече.
- И конечно, обязательным в этом общении является вопрос перечисления денег или пересылка подарков.
Большинство пострадавших от рук мошенников в прошлом году пересылали своим «возлюбленным» деньги, многие также дарили предоплаченные или подарочные карты.
Алена Миклашевская
Фотогалерея
Кто зарабатывает и кто тратится в День святого Валентина
По данным Национальной федерации розничной торговли, расходы американцев на празднование Дня святого Валентина в 2021 году составят $21,8 млрд (в среднем — $164,76 на человека). Для сравнения, годом ранее они потратили рекордные $27,4 млрд
Фото: Reuters / Carlo Allegri
Больше всего американцы тратят на сладости (54%), поздравительные открытки (44%), цветы (36%), поход в ресторан (24%), подарочные сертификаты (21%), одежду (20%), ювелирные изделия (18%)
Фото: Reuters
В Германии День святого Валентина пользуется меньшей популярностью. По данным Ассоциации розничной торговли страны, в 2020 году только 17% немцев подарили подарки, а потратили на эти цели они около €1 млрд. В 2019 году, согласно опросам, женщины меньше всего хотели получить в подарок бытовую технику, а мужчины — мягкую игрушку
Фото: Gunter Peters / ullstein bild / Getty Images / Günter Peters / ullstein bild / Getty Images
В Японии традиционно местные жительницы дарят мужчинам в День всех влюбленных шоколад. Согласно опросам, более половины японцев (54%) предпочитают домашнее лакомство, нежели купленное в магазине
Фото: Reuters / Kiyoshi Ota
Согласно данным компании Finder, жители Великобритании в 2021 году намерены потратить чуть более £926 млн. Это на 36% меньше, чем годом ранее
Фото: Reuters / Andrew Winning
В Австралии День святого Валентина — один из самых популярных праздников после Рождества, дня рождения и свадьбы. В 2020 году австралийцы потратили на подарки к этому дню более $1 млрд. В 2021 году, по данным компании Suncorp, в среднем траты составят $100 на человека
Фото: Reuters / Tim Wimborne
Мировая индустрия производства цветов оценивается в €64,5 млрд в год. Чаще всего их покупают на День святого Валентина, на втором же месте по популярности — Рождество
Фото: Reuters
Крупнейшими производителями цветов являются такие страны, как Нидерланды, Кения, Колумбия и Израиль
Фото: Reuters / Toussaint Kluiters / United Photos
В 2021 году, по данным сайта знакомств OkCupid, 54% женщин в Индии отказались бы пойти на свидание с мужчиной, если бы он не был вакцинирован от коронавируса. В то же время 67% мужчин были бы не против пойти на свидание с женщиной без прививки
Фото: Rajanish Kakade / AP
День святого Валентина считается в Таиланде удачным временем для заключения брака, однако правительство страны запретило бракосочетания на праздник в 2021 году из-за пандемии коронавируса
Фото: AP / Wason Wanichakorn
Популярность праздника в последние годы растет и в арабских странах. К примеру, в Палестине каждый год на 14 февраля влюбленные дарят друг другу шоколад, цветы, мягкие игрушки и подарочные сертификаты
Фото: APAImages / REX / Shutterstock / Fotodom
Опрос «Авито Работа» показал, что 27% россиян планируют потратить на подарок ко Дню святого Валентина до тысячи рублей, а 38% респондентов готовы выложить до 3 тыс. руб. 14% признались, что не отмечают 14 февраля, потому что предпочитают отечественный праздник – День Петра и Февронии
Фото: Коммерсантъ / Григорий Собченко / купить фото
По данным интернет-магазина Ozon, в 2021 году россияне на праздник хотели бы получить парфюмерию и косметику, а также гаджеты и бытовую технику. 40% собираются покупать подарки онлайн
Фото: Коммерсантъ / Александр Петросян / купить фото
По данным опроса сервиса SuperJob, в 2021 году праздновать День святого Валентина собираются 13% россиян. Почти 4 из 10 мужчин, состоящих в браке или отношениях, планируют купить букет своей женщине 14 февраля
Фото: Коммерсантъ / Антон Белицкий / купить фото
Чаще других праздновать День всех влюбленных собираются бармены (33%), администраторы (23%), секретари (19%), офис-менеджеры (18%) и менеджеры по продажам (17%). Реже будут отмечать системные администраторы и водители (по 5%), бухгалтеры, мерчандайзеры и программисты (по 6%)
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
По данным Национальной федерации розничной торговли, расходы американцев на празднование Дня святого Валентина в 2021 году составят $21,8 млрд (в среднем — $164,76 на человека). Для сравнения, годом ранее они потратили рекордные $27,4 млрд
Фото: Reuters / Carlo Allegri
Больше всего американцы тратят на сладости (54%), поздравительные открытки (44%), цветы (36%), поход в ресторан (24%), подарочные сертификаты (21%), одежду (20%), ювелирные изделия (18%)
Фото: Reuters
В Германии День святого Валентина пользуется меньшей популярностью. По данным Ассоциации розничной торговли страны, в 2020 году только 17% немцев подарили подарки, а потратили на эти цели они около €1 млрд. В 2019 году, согласно опросам, женщины меньше всего хотели получить в подарок бытовую технику, а мужчины — мягкую игрушку
Фото: Gunter Peters / ullstein bild / Getty Images / Günter Peters / ullstein bild / Getty Images
В Японии традиционно местные жительницы дарят мужчинам в День всех влюбленных шоколад. Согласно опросам, более половины японцев (54%) предпочитают домашнее лакомство, нежели купленное в магазине
Фото: Reuters / Kiyoshi Ota
Согласно данным компании Finder, жители Великобритании в 2021 году намерены потратить чуть более £926 млн. Это на 36% меньше, чем годом ранее
Фото: Reuters / Andrew Winning
В Австралии День святого Валентина — один из самых популярных праздников после Рождества, дня рождения и свадьбы. В 2020 году австралийцы потратили на подарки к этому дню более $1 млрд. В 2021 году, по данным компании Suncorp, в среднем траты составят $100 на человека
Фото: Reuters / Tim Wimborne
Мировая индустрия производства цветов оценивается в €64,5 млрд в год. Чаще всего их покупают на День святого Валентина, на втором же месте по популярности — Рождество
Фото: Reuters
Крупнейшими производителями цветов являются такие страны, как Нидерланды, Кения, Колумбия и Израиль
Фото: Reuters / Toussaint Kluiters / United Photos
В 2021 году, по данным сайта знакомств OkCupid, 54% женщин в Индии отказались бы пойти на свидание с мужчиной, если бы он не был вакцинирован от коронавируса. В то же время 67% мужчин были бы не против пойти на свидание с женщиной без прививки
Фото: Rajanish Kakade / AP
День святого Валентина считается в Таиланде удачным временем для заключения брака, однако правительство страны запретило бракосочетания на праздник в 2021 году из-за пандемии коронавируса
Фото: AP / Wason Wanichakorn
Популярность праздника в последние годы растет и в арабских странах. К примеру, в Палестине каждый год на 14 февраля влюбленные дарят друг другу шоколад, цветы, мягкие игрушки и подарочные сертификаты
Фото: APAImages / REX / Shutterstock / Fotodom
Опрос «Авито Работа» показал, что 27% россиян планируют потратить на подарок ко Дню святого Валентина до тысячи рублей, а 38% респондентов готовы выложить до 3 тыс. руб. 14% признались, что не отмечают 14 февраля, потому что предпочитают отечественный праздник – День Петра и Февронии
Фото: Коммерсантъ / Григорий Собченко / купить фото
По данным интернет-магазина Ozon, в 2021 году россияне на праздник хотели бы получить парфюмерию и косметику, а также гаджеты и бытовую технику. 40% собираются покупать подарки онлайн
Фото: Коммерсантъ / Александр Петросян / купить фото
По данным опроса сервиса SuperJob, в 2021 году праздновать День святого Валентина собираются 13% россиян. Почти 4 из 10 мужчин, состоящих в браке или отношениях, планируют купить букет своей женщине 14 февраля
Фото: Коммерсантъ / Антон Белицкий / купить фото
Чаще других праздновать День всех влюбленных собираются бармены (33%), администраторы (23%), секретари (19%), офис-менеджеры (18%) и менеджеры по продажам (17%). Реже будут отмечать системные администраторы и водители (по 5%), бухгалтеры, мерчандайзеры и программисты (по 6%)
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото