Ограничение вход в леса структурой УГМК на севере Свердловской области оказалось незаконным
Компания «Святогор» (входит в УГМК), разрабатывающая карьеры Шемурского и Новошемурского месторождений медно-цинковых руд на севере Свердловской области, незаконно ограничивает доступ в леса. Такой вывод сделало министерство природных ресурсов и экологии региона, отвечая на запрос информации общественной организации «Живой Шемур». Как отметили в минприроды Свердловской области, «Святогор» арендует Лаксийское и Тошемский участки (Ивдельское лесничество), которые находятся в эксплуатационных (91,25%) и защитных (8,25%, нерестоохранные полосы лесов) лесах. Они не относятся к категории земель обороны и безопасности, особо охраняемой природной территории.
Согласно проекту освоению лесов компании, в 2010 году в плане было строительство автодороги для доставки руды, в 2018 году — появление здания производственной проходной, шлагбаума, площадки для обслуживания и осмотра технологического оборудования, мачты и сооружения молниезащиты. «Департамент лесного хозяйства региона не согласовывал ограничения доступа в леса граждан, а также досмотр транспорта»,— добавили в минприроды Свердловской области. Ст. 11 ЛК РФ позволяет людям без каких-либо ограничений пребывать в лесах.
Ранее жители Ивделя жаловались, что из-за противодействия охраны не могут проехать через КПП компании. По информации «Живого Шемура», жители города сейчас готовят заявление в прокуратуру Ивделя. В октябре 2018 года городская прокуратура уже направляла представление «Святогору» о необходимости демонтажа установленного шлагбаума и КПП.
Экологи Свердловской области неоднократно заявляли, что доступ на территорию компании может быть ограничен в связи с экологической обстановкой в северных лесах.
Как ранее писал “Ъ-Урал”, в 2018 году анализ рек на севере Свердловской области (Тамшер, Тальтия, Ольховка, Шегультан и Банная) показал, что предельно допустимый уровень меди на отдельных участках превышен более чем в 88 тыс. раз, марганца и цинка — в 16,7 тыс. раз (нормативы объектов рыбохозяйственного значения). Рослесозащита указывала, что леса на этой территории гибнут: деревья усыхают из-за «загрязнения почв и грунтовых вод промышленными водами». Проблемой заинтересовался Росприроднадзор. В августе его представители рекомендовали УГМК разработать реальный план ее решения к концу 2019 года. Предполагается, что с апреля начнет работу специальная группа, которая еще раз проанализирует проблему и предложит варианты минимизации негативного влияния на природу.