«Актриса должна уметь сыграть все»
Летиция Каста о фильме «Честный человек»
На экраны вышел второй полнометражный режиссерский опыт известного французского актера Луи Гарреля — фильм «Честный человек». Его герой Абель некогда потерял свою возлюбленную Марианну, которая предпочла его друга Поля. Спустя восемь лет, когда Поля не стало, Абель пытается вернуть любовь своей жизни. Этому мешает ревнивый сын Марианны, а рядом вертится очаровательная сестра Поля, по уши влюбленная в Абеля, так что любовная интрига все больше запутывается. Роль Марианны сыграла бывшая манекенщица, ныне киноактриса со стажем и жена Луи Гарреля Летиция Каста. С ней побеседовал Андрей Плахов.
— Что оказалось для вас самым привлекательным в этом проекте — персонаж, которого довелось сыграть, или возможность поработать со своим мужем?
— Я — не Марианна. Если ты актриса, то уступаешь место своему персонажу, именно его сила вела меня, ничто иное. Я поверила в фильм и в то, что должна сыграть. Хотя в самом начале, когда Луи предложил этот сценарий, я ответила: «Нет, нет, нет!»
— Почему?
— Мне показалось, что героиня слишком манипулятивная. На самом деле если кто из персонажей и манипулирует ситуациями и людьми, так это сын Марианны, хоть он еще и ребенок.
— И все-таки женщина, которую вы играете, ведет себя достаточно двусмысленно, уходя от одного друга к другому.
— Если бы действие фильма происходило лет тридцать назад, все выглядело бы иначе. Сегодня женщины не так зависимы от мужчин; если женщина проводит ночь с мужчиной, наутро она решает, быть ей с ним вместе или нет. Ну хорошо, решают они оба. Обычно мужчины-французы имеют репутацию неверных мужей, склонных к адюльтерам. Но тут действительно инициатива принадлежит женщине. Должно же быть какое-то равноправие!
— Вы, вероятно, шутите…
— Отчасти. Но если говорить по существу, то все мы, создатели этого фильма, и прежде всего автор сценария, знаменитый французский драматург Жан-Клод Карьер, хотели в легкой форме «фильма-адюльтера», комедии положений поставить серьезные вопросы жизни, вопросы зрелости, но при этом не морализировать. Это напоминает традиции французской литературы эпохи Просвещения, одним из главных авторов которой был Мариво. Мариводаж — так назвали комедию положений той эпохи.
— Еще у него есть роман «Жизнь Марианны». Похоже, это имя вас преследует, ведь вы вслед за Брижит Бардо и Катрин Денёв стали «Марианной» — символом Франции. Интересно, кто станет следующей — не Лили-Роуз Депп (дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради), которая играет у Гарреля вашу соперницу?
— Кто знает? Могу только сказать, что Лили-Роуз — замечательная молодая актриса.
— И вы уже могли бы дать ей свои советы. Вы снялись во многих фильмах — какие из них самые важные? И играет ли в вашей жизни роль опыт работы на подиуме?
— Это как ожерелье: камни нанизываются на нить, и уже нет более и менее важных. Актриса должна уметь сыграть все. Я соглашаюсь на те роли, которые кажутся мне сильными, интересными, в которых ощущаю стремление пробиться к истине. Даже если некоторые из этих ролей кажутся кому-то странными, я пытаюсь познать эту истину и иду на риск. После лет, проведенных в мире кино, меня уже не интересуют внешность, красота и моя прежняя жизнь манекенщицы. Я не отказываюсь от своего прошлого, но горжусь тем, что сейчас ко мне относятся как к актрисе.
— Как на ваших работах сказывается личный опыт? Например, вы счастливы, а приходится играть трагедию или роль неудачницы.
— В жизни не бывает, чтобы все было только хорошо или только плохо, существует какой-то придуманный не нами баланс. Актер как бы находится в вакууме и через него проявляется. Этот вакуум может заполняться разными эмоциями, и, в сущности, нет разницы, что играть, надо только следовать этой стихии. Конечно, я опираюсь на свою собственную память, ведь все мы переживали любовные драмы, жизненные неудачи, разочарования и даже трагедии.
— Францию сотрясает движение «желтых жилетов». Это как-то влияет на вашу жизнь?
— Франция сегодня — это не просто демократическая страна, это микс очень разных людей, разных культур, и мы должны принять это как данность. Многие женщины, оставив дома детей, выходят манифестировать. И это явно новое явление, новое сознание. Я понимаю тех, у кого элементарно нет денег на еду. Меня возмущает, когда политики строят стену между собой и людьми, это ужасно. Что-то должно измениться.
— А как вы относитесь к движению Me Too?
— Это тоже часть общего процесса перемен: хорошо, что женщины заговорили. Но не думаю, что женщины должны противостоять мужчинам, а политики — простым людям. Надо стремиться быть вместе. Враг иногда находится не вне, а внутри нас самих.