Разносторонние таланты
История ассиметричных автомобилей
Вряд ли нам покажется уродством асимметрия у тех типов автомобилей, в которых она очевидно объясняется функцией. Или у тех, где внешний вид не так важен, как их практичность.
Вот, например, изначально вообще все автомобили внешне были асимметричными: в начале ХХ века руль чаще всего находился с правой стороны, а рычаги коробки передач и ручного тормоза - по правую руку от шофера. И благодаря практически полному отсутствию кузова это все было видно. С появлением кузовов рычаги вынесли за борт, поэтому своей двери у шофера не было. И только с переносом руля на левую сторону, а рычагов - в центр кузова автомобили приобрели симметричное расположение дверей.
Асимметрию, спровоцированную функционалом, можно увидеть у автомобилей и сегодня. Мало кто из автопроизводителей решается вывести концевик патрубка выпускной системы по центру бампера - разве что Opel сделал такой "афедрон" у своей Corsa. Обычно выхлопная труба сбоку, а у G-класса они вообще торчат перед задним левым колесом. Та же история с заливной горловиной бензобака, которая, как правило, "на одном боку". Хотя Jaguar и Lotus в свое время делали их с двух сторон - именно для красоты. Еще можно вспомнить американские "масл-кары" шестидесятых и семидесятых, у которых на одной из сторон капота была выштамповка, иначе кожух с крыльчаткой турбины под капот просто не помещался. А еще пятая дверь, открывающаяся справа налево. А еще щетки. Впрочем, не будем мелочиться...
Группа Doors
В 1979 году в журнале "За рулем" было опубликовано письмо читателя с вопросом, почему журнал в 1977 году написал, что не бывает автомобилей с двумя дверями справа и одной слева, когда в том же журнале постоянно упоминаются модели с тремя дверями? Редакция разъяснила, что, когда в характеристиках указано три двери, третья расположена в задней стенке кузова. Если крышка багажника начинается от крыши и в ней есть стекло, она считается дверью.
Странно, что автор статьи журнала в 1977 году уже забыл про универсал Skoda 1202, выпускавшийся с 1961 по 1973 год, у которого не было левой задней двери. А ведь эту модель можно было встретить и на улицах советских городов, где эти чехословацкие машины работали в "скорой помощи". Лишний дверной проем усложняет конструкцию, а значит, утяжеляет и удорожает машину. Для санитарной машины левая задняя дверь совсем не нужна - на медицинских версиях серийных моделей эту дверь обычно просто блокировали. У нас так делали на "Победе", ЗИМе, "Волге". Так же поступали с санитарными автомобилями американцы. Типичный пример - автомобиль "Охотников за привидениями", Cadillac Miller-Meteor 1959 года. Обычно за этой дверью на санитарных машинах прятали запасное колесо, чтобы оно было доступно снаружи.
Не хватало дверей и у классических британских такси - в них рядом с водителем была площадка для багажа, и в течение многих лет она по официальным требованиям к такси должна была быть открытой. То есть они были трехдверными. Только знаменитый Austin FX4, появившийся в 1958 году, стал первым четырехдверным лондонским такси. Но площадка для багажа рядом с водителем осталась, просто теперь она пряталась за дверью.
И еще про Британию. Универсал MINI Clubman первого поколения имел двустворчатую дверь с правой стороны, а с левой - обычную. Чтобы не удорожать подготовку производства, расположение широкой двери не зависело от размещения руля: продаж MINI в США, Европе и других регионах с правосторонним движением было больше, чем на родине и в других "праворульных" странах. А на втором поколении Clubman экстравагантная трех-с-половиной-дверная схема уступила место традиционной пятидверной.
Наконец, самый выразительный пример из ныне выпускаемых автомобилей с "дверной асимметрией" - Hyundai Veloster, у которого три боковые двери: справа две, а слева только одна.
С неточностью до дециметра
Отличия бывают не только по числу дверей, но и в их размерах. И Hyundai Veloster тут, конечно же, не первый. У ГАЗ-69, главного внедорожника послевоенного СССР, разница в размерах дверей была очевидной: слева - узкая скошенная, а справа - широкая прямоугольная. Дело в том, что правая дверь обслуживала всех семерых пассажиров - одного на переднем сиденье и шестерых, размещавшихся на продольных лавках в заднем отделении. А вот слева между дверцей водителя и задним крылом вписали еще и запасное колесо, так что скошенная форма проема тоже обоснована. Реальная жизнь показала свои минусы этой схемы: протискиваясь через эту узенькую дверцу в салон, водители пачкались о грязную запаску, посылая по адресу конструкторов-затейников определенные слова. На "командирско-гражданской" пятиместной версии УАЗ-469А все четыре двери имели одинаковую трапециевидную форму, как у водительской двери 69-го "без буквы".
В США компания American Motors в 1975 году выпустила эффектный автомобиль AMC Pacer - огромные гнутые задние стекла и форма, напоминающая летающую тарелку, должны были подчеркивать авангардность конструкции. Мощная центральная стойка маскировала еще одну особенность этой модели - правая дверь была шире левой на 102 мм, чтобы облегчить посадку на заднее сиденье.
"Ушла на базу"
Но неравными бывают не только двери, но и... колесная база. Знаменитая модель Tatra 87 1936 года выпуска с аэродинамичным кузовом и задним расположением двигателя имела разную базу правых и левых колес. Конструктор Ганс Ледвинка использовал оригинальную конструкцию главной передачи с дифференциалом, которая потребовала небольшого смещения левой полуоси вперед относительно правой. И этот пример не единственный!
У первого переднеприводного Renault, модели 4, торсионы задней подвески располагались поперек кузова, и, поскольку они занимали всю ширину автомобиля, левый был впереди правого. Поэтому база справа была длиннее, чем слева, разница - 48 мм. Это не помешало Renault 4 стать одним из мировых бестселлеров, с 1961 по 1994 год выпущено более 8 миллионов этих автомобилей. Аналогичная конструкция подвески была принята и для нового флагмана марки - появившегося в 1965 году Renault 16. Эта модель, которая считается первым хетчбэком, и получила титул европейского "Автомобиля 1966 года". Здесь база правых колес была на 70 мм длиннее базы левых.
Вид сзади
Иногда асимметрию дизайнеры выбирают просто так, для выразительности. Например, Nissan Cube второго поколения, выпускавшийся с 2002 по 2009 год, имел несимметричную заднюю часть: стекло двери багажника объединялось с боковым с пассажирской стороны. Он стал асимметричным тоже отчасти благодаря Renault. Как рассказывал дизайнер Хиротада Кувахара, первоначально его эскизы были восприняты как представление двух разных вариантов машины. Но объединение с французской компанией привело к большей свободе для дизайнеров. Хотя это существенно увеличило расходы на производство, так как асимметричное расположение окон сзади было разным для моделей с правым и левым рулем, то есть надо было выпускать разные комплекты кузовных деталей для разных версий.
Асимметричная задняя дверь стала фирменным элементом Land Rover Discovery, начавшего свою историю в 1989 году. Запаска снаружи задней двери придавала машине налет брутальности и при этом позволяла увеличить объем багажника. А чтобы обеспечить обзорность, стекло как бы обтекало место, занятое колесом, и его левый край был намного ниже правого. В такую ступенчатую форму хорошо вписался единственный "дворник". На третьем поколении в 2004 году запасное колесо с двери убрали, но фирменное ступенчатое стекло оставили. Следы этого дизайнерского решения можно разглядеть и на актуальном Discovery.
Вне рамок
На удивление мало асимметричных автомобилей среди концептов, авторы которых не скованы рамками стандартов, традиций, а также требованиями производственников и маркетологов. Скорее наоборот - они должны предлагать новые идеи. Знаменитый автомобильный дизайнер Крис Бэнгл в интервью "Автопилоту" восемь лет назад призывал: "Пора преступить негласный закон о Симметрии. Симметрия - это часть нашего наследия со времен судокорпусного автодизайна, она до сих пор монопольно владеет индустрией. Инженеры прошлого строили "лодки" на колесах, потом приделывали к ним крылья, двери и так далее. Помните, какая буря негодования разыгралась в 2001 году, когда Крис Чепмен добавил самую малость асимметрии в его отличный, кстати, шоу-кар BMW X-Coupe? "Никогда не делай асимметрии", - посоветовала мне тогда одна мегазвезда нашей профессии. Я ответил: "Кто сказал?" Где тот закон, запрещающий асимметрию? Существует достаточно примеров в авиастроении, чтобы пренебречь ею в автомобилестроении. В любом случае мы должны разрабатывать внешний облик, который нам нравится, ведь машина никак не быстрее самолета!"
Концептуальный BMW X-Coupe был представлен на NAIAS в Детройте в 2001 году, и спереди он выглядит вполне обычно. Зато сзади! Доступ в багажник открывает откидывающаяся задняя часть, и асимметричный разъем отделяет чуть ли не четверть кузова. Заднее стекло огибает задний правый угол, обеспечивая хороший обзор назад. Машину тогда ругали, но смельчаки находятся и сегодня.
Один из свежих примеров асимметрии - концепт DS X E-TENSE, показанный в 2018 году. Тут асимметрично все, начиная с положения решетки на облицовке. Спортивный автомобиль 2035 года, по мнению дизайнеров марки DS, будет представлять собой соединение двух машин: гоночной с открытым кокпитом для водителя и более комфортабельного закрытого - для пассажиров, которых двое. Дверь водителя поднимается вперед, как у Lamborghini, а правая тоже поднимается, но более привычно, по типу крыла чайки. Автомобиль имеет электропривод и автоматическое управление, так что асимметрия - это способ подчеркнуть отличие водителя от пассажира.
В мире животных
В архитектуре симметрия уже давно не главный признак гармонии. В икебане она практически исключена - гармония и уравновешенность при составлении букета достигается другими способами. Но автомобили - похоже, это другая история. Вернее, теория.
На уровне инстинктов, сформированных за миллионы лет эволюции, наш мозг воспринимает автомобили и другие средства транспорта как разновидность животных. А у них, несмотря на асимметрию в деталях, в целом левая и правая половины одинаковые. Отсутствие лапы или глаза - следствие увечья. Которое существенно сказывается на возможностях животного и потому выглядит некрасиво. Этот взгляд мы переносим и на людей, и если лихая челка, прикрывающая глаз или асимметричное платье нас не раздражают, то это лишь потому, что мы понимаем: это мода, явление временное, не понравилось - убрал или заменил. А вот лицо с одним глазом или руки разной длины явно доставят человеку неудобство. Поэтому значительной асимметрии в форме автомобилей в обозримом будущем ожидать едва ли стоит.