В магазин пойдет самый быстрый: в Москве набирает обороты услуга экспресс-доставки небольших заказов из ближайшего супермаркета. Клиенту достаточно озвучить список покупок, и курьер принесет их в течение часа с уже оплаченным чеком. Подробности — у Светланы Беловой.
Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ / купить фото
Доставка еды в Москве — городской бизнес, который сейчас находится на пике популярности. Курьеры готовы привезти хоть ужин из роскошного ресторана, хоть гамбургер из соседнего McDonald’s. На очереди — доставка для тех, кому и ближайший магазин — дальняя дорога. Самые активные клиенты — мамы с маленькими детьми, им сложно нести из супермаркета и продукты, и малыша. А вечером часто поступают заказы сбегать за закуской от мужчин, рассказывает основатель компании Dostavista Михаил Александровский: «Наша модель подразумевает доставку из окрестных магазинов, наш курьер не едет через весь город, чтобы привезти товар. Поэтому, когда человек заказывает, например, в «Ашане» или в METRO, он рассчитывает закупиться на неделю или на две. Это действительно очень большие и тяжелые заказы. Наша же идея заключается в том, чтобы человеку привозили еду из ближайшего магазина на сегодня и очень быстро. Поэтому корзины там небольшие, среднее количество позиций — около 10».
Как и большинство компаний на этом рынке, Dostavista работает по принципу агрегатора: call-центр принимает заказы, а курьеры развозят еду. Надежность фриланс-доставщика порой приходится проверять клиентам. Москвичка Юлия Черепанова сделала заказ через ту самую Dostavista. Ее посылку с объявленной ценностью и обеспечительным платежом на 5 тыс. курьер доставил, но не по нужному адресу. «Представитель службы безопасности сказал, что сейчас он свяжется с курьером и узнает, будет ли он возмещать мне эту сумму. Меня это удивило, потому что я была убеждена, что договоренность была с компанией, а не лично с курьером. Плюс ко всему, понятно, что для курьера 5 тыс. руб. — это большие деньги. Потом мне стала звонить жена курьера и говорить, что у них нет денег, что у них двое детей и муж — единственный кормилец, и, пожалуйста, снимите все претензии, чтобы они могли вообще хоть как-то найти себе деньги на еду», — рассказывает Черепанова.
Конфликт с компанией Юлии удалось разрешить проверенным способом: после широкой огласки в соцсетях деньги вернули. Но с юридической точки зрения организатор доставки, и правда, не несет особой ответственности, согласился генеральный директор курьерской службы «Птичка» Владимир Кобзев: «Dostavista — это в принципе информационный сервис. Клиентами компании являются курьеры, которые платят ей комиссию за доступ к заказам, покупатели — это, так сказать, клиенты курьеров. Dostavista может выступать организатором всего процесса, но она не сторона сделки в данном случае».
Доставку с надежностью близкой к 100% осуществляют централизованные службы заказов, которые есть почти при каждой крупной сети супермаркетов. Вот только время ожидания у них в лучшем случае — 3-4 часа. Локальные доставки куда быстрее. А правила игры таковы, что побеждает тот, кто ближе к клиенту.