Бренды выходят из доли
Крупные игроки консолидировали рынок смартфонов
В прошлом году совокупная доля небольших производителей Android-смартфонов, включая Irbis, Motorola, Philips, LG, сократилась с 24% до 9%, выяснила IDC. Это произошло благодаря консолидации рынка смартфонов крупными брендами, включая китайских Xiaomi, Huawei и Honor, считают аналитики и подтверждают участники рынка.
В 2018 году в Россию было поставлено более 30 млн смартфонов на $7,56 млрд, следует из отчета IDC. Первое место по отгрузкам сохранила Samsung с долей 26%, второе место заняли Huawei вместе со своим брендом Honor, доля которых в совокупности составила 21%. На третьем месте Apple с долей 16%, а на четвертом — Xiaomi (14%), говорится в отчете.
Совместно Huawei и Honor второй квартал подряд обходят Samsung по поставкам смартфонов в Россию, однако рост Huawei происходит за счет небольших брендов, а не Samsung, которая продолжает удерживать четверть рынка смартфонов, отмечает IDC. Российский рынок смартфонов быстро консолидируется — большая часть рынка смартфонов на базе Android принадлежит Samsung, Huawei/Honor и Xiaomi, доля которых составляет 61%, указывает IDC. «Мелкие игроки испытывают большие трудности, и некоторые известные бренды находятся под угрозой выхода с рынка»,— сказал директор по программам исследования рынка мобильных телефонов в IDC EMEA Саймон Бейкер.
По итогам 2018 года доля брендов смартфонов категории «другие» в отчетности IDC составила 9%, в то время как по итогам 2017 года она была 24%. К этой категории относятся марки, доля которых в 2018 году была ниже 2%, в их числе Irbis, Motorola, Philips, LG, Micromax, Nubia, Sony, Vertex, Oppo, Vivo, Meizu, ZTE, Doogee, уточнила аналитик в «IDC Россия» Ольга Бабинина.
Весь прошлый год рынок консолидировался в сторону Samsung, Honor, Huawei и Apple, подтверждают в «Вымпелкоме». Такая тенденция присуща не только российскому, но и мировому рынку, это «естественный процесс», отмечают в МТС. В «МегаФоне» говорят, что клиенты все меньше покупает бюджетные модели до 5 тыс. руб., а большей популярностью пользуются смартфоны в диапазоне от 10 тыс. до 20 тыс. руб., и в этом сегменте лидерами являются Samsung и Huawei/Honor.
«Год назад на рынке было два крупных игрока — Samsung и Apple и около десяти брендов, которые конкурировали между собой, но по итогам 2018 года сразу три крупных китайских бренда — Huawei, Honor, Xiaomi — уверенно вошли в пятерку ключевых игроков рынка смартфонов»,— констатирует директор направления «Цифровая техника» группы «М.Видео-Эльдорадо» Никита Тихвинский. По его мнению, рост рынка определяли бренды Huawei, Honor, Xiaomi, Vivo и Nokia, спрос на которые вырос в деньгах и штуках в полтора раза и более.
Продажи малоизвестных брендов заметно сокращаются в связи с тем, что зачастую это небольшие компании, не имеющие возможностей для широкого маркетингового продвижения, какими обладают лидеры рынка, у которых к тому же смартфоны — лишь часть их бизнеса, поясняет директор департамента «Мобильные средства связи» «Марвел-Дистрибуции» Павел Вьюков. Однако, по его оценке, доля брендов категории «другие» на российском рынке составляет от 9% до 11%.
Оценки IDC могут не включать бренды, поставки которых за год были ниже определенного уровня, однако совокупно они могут занимать более значительную долю, указывает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Так, по его оценкам, совокупная доля Sony, Inoi, Vertex, Oppo, Vivo, ZTE, Doogee и Meizu, может превышать 12%. «Объем рынка увеличился с 2017 года, и, по оценкам IDC, доля Apple по поставкам, например, сохранилась, соответственно, продажи компании должны были вырасти, однако в штуках в 2018 году они упали»,— рассуждает эксперт. По его оценке, доля корпорации составила по итогам года не более 14%. Некоторые ритейлеры обязаны закупать определенный объем устройств, однако реализовано их может быть значительно меньше, указывает руководитель Content-Review Сергей Половников.