КамАЗ разбивает парки
Пензенское правительство договорилось с автогигантом о создании промышленной площадки
Вложения в индустриальный парк, который планируется создать в Пензенской области на базе АО «Сердобский машиностроительный завод», составят 2 млрд руб. Об этом сообщает правительство региона по итогам встречи руководства области с топ-менеджментом ПАО «КамАЗ» на инвестиционном форуме в Сочи. Ожидается, что в кампаниях, которые появятся на площадках нового индустриального парка, смогут работать до 500 человек. Эксперты говорят, что вложения окупятся примерно через 10 лет, а на инвестиционную площадку разумно приглашать компании, занимающиеся смежным с машиностроением производством.
Правительство Пензенской области подписало документ о партнерстве с ПАО «КамАЗ» и НКО «Фонд развития моногородов». Стороны официально договорились о строительстве в Сердобске Пензенской области индустриального парка, который, как ожидается, появится на базе АО «Сердобский машиностроительный завод», входящего в структуру КамАЗа. Как сообщили в пресс-службе правительства Пензенской области, уже сформирована дорожная карта по созданию индустриального парка и утвержден объем инвестиций. Предполагается, что под первую очередь индустриального парка «Сердобский» будут выделены 40 тыс. кв. м производственных и офисных площадей Сердобского машиностроительного завода, на будущих промышленных площадках будут работать не менее 500 человек. Стороны планируют привлечь в индустриальный парк порядка 2 млрд частных инвестиций.
• АО «Сердобский машиностроительный завод» специализируется на производстве прицепов для грузовых автомобилей, комплектующих и запасных частей к автомобилям «ВАЗ», «ЗИЛ» и автобусам семейства «ПАЗ». Согласно «СПАРК-Интерфакс», единственным учредителем завода является АО «ПХ "Автокомпоненты"», которым владеет АО «РТ Авто» («Ростех»). Завод работает в убыток, который в 2017 году составил 621,8 млн руб. Сердобский машиностроительный завод занимает территорию 54,9 га, производственные площади составляют 146,0 тыс. кв. м.
Генеральный директор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин на встрече отметил, что компания располагает успешным опытом создания и развития аналогичных индустриальных парков в Набережных Челнах, Ставрополе, Димитровграде, Ярославской области и рассчитывает на «всестороннюю поддержку правительства Пензенской области в данном проекте». Губернатор Пензенской области Иван Белозерцев отметил, что инвестиционные проекты на площадке индустриального парка будут, помимо прочего, содействовать развитию малого и среднего предпринимательства.
Как писал “Ъ”, около месяца назад представители КамАЗа приезжали на Сердобский машиностроительный завод, чтобы осмотреть промышленную площадку и принять окончательное решение о строительстве индустриального парка. Управляющая компания будет зарегистрирована уже в марте этого года. Предварительно ожидается, что в число ее учредителей войдут структуры КамАЗа и правительство Пензенской области. Будут ли еще какие-то компании участниками управляющей организации, в пресс-службе автозавода говорить отказались. Не афиширует КамАЗ и объем своих инвестиций в создание индустриального парка. Что касается правительства Пензенской области, то ранее в региональном министерстве экономики “Ъ” уточняли, что речь идет о нескольких десятках миллионов рублей.
Напомним, моногород Сердобск, где планируется создание промышленной площадки,— территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), что подразумевает наличие льготных налоговых условий для инвесторов и упрощенных административных процедур. Там уже действует индустриальный парк «Сердобский», управляемый АО «Корпорация развития Пензенской области» (100% — департамент госимущества региона). Парк предназначен для размещения предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и имеет площадь 418,8 га. Здесь работает ООО «Грибная компания», строящее высокотехнологичный грибоводческий комплекс, и ООО «Технокорд» с проектом по строительству завода по глубокой переработке зерна пшеницы.
Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын считает, что совместный с КамАЗом проект может быть востребован в период курса экономики страны на замещение импорта и при вложении 2 млрд руб., окупаемость проекта составит порядка десяти лет.
«Для скорейшей окупаемости проектов важно, чтобы в них использовались преимущества региона и самого завода: помимо назначения производственных площадей это рынки сбыта и опыт сотрудников предприятия, которые станут работать в компаниях-резидентах. По-видимому, инвесторов следует привлекать среди компаний машиностроительной и смежных индустрий, поскольку на длительное переобучение сотрудников завода вряд ли найдутся ресурсы. На предприятии работают 667 сотрудников, его выручка составляет порядка 1 млрд в год. Если предположить, что высвободится половина сотрудников, то в индустриальном парке можно разместить 5–10 предприятий с выручкой 50–100 млн руб. в год, которые будут специализироваться на различного рода заказах от машиностроительных предприятий»,— отмечает господин Делицын.