Выход не для всех
Губернаторский корпус в Черноземье обновился, но не целиком
Минувший год можно смело назвать выдающимся с точки зрения региональной политики. Такого интереса к губернаторским выборам в России не было с момента их возвращения в 2012 году: сразу четыре вторых тура, в трех из которых оппозиции удалось отстоять победу. Причины, конечно, очевидны — отыгрыш пенсионной реформы, повышение НДС и другие непопулярные шаги власти. В регионах Черноземья результаты выборов были вполне ожидаемыми. Впрочем, общий тренд на обновление губернаторского корпуса отозвался сменой сразу двух губернаторов-долгожителей.
Избрание воронежского губернатора Александра Гусева и орловского губернатора Андрея Клычкова прошло без потрясений, и это скорее говорит в пользу работоспособности системы. При этом «долгожители» — губернаторы Липецкой и Курской областей Олег Королев и Александр Михайлов, несмотря на стабильность в своих регионах, без очевидной причины лишились полномочий. Александр Никитин смог избежать «осеннего губернаторопада», однако кольцо проблем вокруг него заметно сузилось: увеличилось внимание силовиков, разговоры о возможной отставке стали звучать все чаще. Подобные разговоры стали вестись даже в отношении Евгения Савченко, теперь уже точно недосягаемого «долгожителя» губернаторского корпуса.
В итоге к началу 2019 года в Черноземье оказались представлены самые разнообразные управленцы — от классического преемника до аполитичного технократа, которому «плевать» на выборы. Их можно разбить на три группы по схожести политических сценариев. В первой «свежие» губернаторы формулируют долгосрочную повестку и выстраивают подходящую под нее вертикаль власти. Во второй политики готовят плацдарм для победы на предстоящих выборах, попутно преодолевая сопротивление местных элит. Наконец, для губернаторов третьей группы актуален антикризисный менеджмент и стремление переломить негативную повестку.
Воронеж и Орел: избирательные кампании референдумного типа
Временный глава Воронежской области Александр Гусев оказался в идеальных условиях для победы на выборах. Он классический преемник, местный, системный игрок. Его предшественник Алексей Гордеев, покинувший пост в конце 2017 года, сначала получил должность полпреда президента в ЦФО, а затем вошел в новый кабинет министров в статусе вице-премьера по АПК и экологии. В такой ситуации никто не заинтересован в пересмотре итогов его почти десятилетнего правления, господин Гордеев объективно считался если не губернатором-лидером, то уж точно губернатором-передовиком. Имидж кандидата Александра Гусева строился не на его достижениях, а на обещании продолжить стабильное развитие региона — запустить особую экономическую зону, продолжить реализацию нацпроектов и т.д.
После назначения Алексеем Гордеевым своего преемника — а такую возможность получает далеко не каждый губернатор — местные элиты сохранили высокую степень консолидации и без сопротивления приняли нового руководителя. Оппозиция согласилась на «договорной матч» и отправила на выборы технических кандидатов — областного, городского и районного депутатов, узнаваемость которых была близка к нулю. В итоге предвыборная кампания получилась максимально спокойной. Даже беспрецедентное для времен Алексея Гордеева участие главы региона в теледебатах не добавило интриги. Результат получился закономерным — уверенная победа (72,5%) с явной проблемой легитимности (явка в Воронеже — менее 20%). Впрочем, ставить эти цифры Александру Гусеву в укор едва ли справедливо. В положении преемника он показал стабильный результат.
«Гусев не будет вторым Гордеевым. Но он и не пытается им быть, не пытается выпрыгнуть за рамки своего имиджа, — считает политолог Владимир Слатинов. — Во многом, конечно, потому, что такая траектория была задана до него. Сейчас Гусев прощупывает собственный стиль, но все равно в общих рамках преемника».
Первые серьезные шаги в новом статусе Александр Гусев начал делать незадолго до старта предвыборной кампании. Для начала он избавился от заместителей Алексея Гордеева, с которыми было связано слишком много негативного бэкграунда. Статусный вице-губернатор Геннадий Макин ушел на пенсию, а «имущественный» зампред Максим Увайдов, считавшийся ближайшим соратником Алексея Гордеева, вслед за патроном получил повышение в Москве. В отставку также был отправлен вице-губернатор Андрей Ревков, так и не сумевший найти себя в команде бывшего главы региона. Ему на смену Александр Гусев взял давно стремившегося в политику миллиардера Евгения Юрченко, однако очень скоро назвал это решение «кадровой ошибкой».
Основу новой команды Александра Гусева составили кадры, «выросшие» при Алексее Гордееве. Должность вице-губернатора — первого зампредседателя правительства занял бывший юрист Виталий Шабалатов, зарекомендовавший себя решением проблемы обманутых дольщиков во время первого срока господина Гордеева. «Политическим» вице-губернатором стал выходец из регионального УФСБ Сергей Соколов, долгое время работавший под началом «серого кардинала» областного правительства, а ныне депутата Госдумы Андрея Маркова. Наконец, третьего зама Александр Гусев взял из судейской среды — им стал начальник управления судебного департамента региона Сергей Трухачев.
Команда, которую собрал новый губернатор, включает выразителей основных групп интересов региона. Можно сказать, правительство получилось коалиционным. Оно было таким и при Алексее Гордееве, однако раньше это меньше ощущалось — экс-губернатор был более ресурсным и харизматичным игроком. При Александре Гусеве элиты позволяют себе идти на открытые провокации, как это было в истории с 23 окладами вице-губернатора Юрия Агибалова. Держать их в состоянии консолидации — не такая простая задача. От того, сумеет ли господин Гусев достичь оптимального баланса сил, будет зависеть успешность первых лет его губернаторства.
Иной типаж губернатора представляет глава Орловской области Андрей Клычков. Это очередной варяг, очередной «красный губернатор» для региона. В политическом плане его избирательная кампания прошла даже легче, чем у Александра Гусева. Господин Клычков получил кредит доверия со стороны федеральной власти и бонусом — поддержку региональной «Единой России», которая опять не стала выставлять своего кандидата против КПРФ (реготделение так и не принимало участие в выборах с момента их возвращения): партии шли на выборы единым фронтом.
Работая в Мосгордуме, Андрей Клычков резко оппонировал власти, однако после назначения временным губернатором без проблем влился в президентскую вертикаль на замену Вадиму Потомскому. Политическая конструкция в регионе осталась неизменной, вплоть до недопуска к выборам коммуниста-оппозиционера Виталия Рыбакова, однако ее перезапуск позволил не только снять накопившееся у населения раздражение, но и получить эффект контраста, считают наблюдатели. Вместо губернатора, вошедшего в историю фразой «Бог — не фраер», элиты получили молодого политика, искренне вживающегося в провинциальную роль. «Видимо, Вадим Потомский осточертел настолько, что Клычкова восприняли с искренним энтузиазмом — слава богу, что ушел предыдущий!» — предположил политолог Владимир Слатинов.
Несмотря на политический карт-бланш, в избирательной кампании господина Клычкова оставался сложный личностный фактор. Ведь он очередной варяг, к которым у местных есть изначальная враждебность. И ему стоило немалого труда переломить это настроение. Личный вклад господина Клычкова в эту «референдумную» победу стал довольно значительным. В результате двойная политическая поддержка в сочетании с самоотдачей господина Клычкова дала в Орловской области лучший результат сентября-2018 — 83,5%.
Кадровая политика «красного губернатора» отчасти схожа с подходом его воронежского коллеги — он также опирается на некую коалицию. Причем варяг Клычков нашел общий язык с элитами и сформировал команду почти целиком из местных. Но если в случае господина Гусева речь идет о балансе групп интересов, то в случае господина Клычкова — политических сил. Баланс ему удается лучше, чем Вадиму Потомскому, который открыто конфликтовал с обкомом КПРФ, но неизвестно, как долго удастся сохранять этот паритет, ведь коммунисты не получили мест в правительстве Андрея Клычкова.
К слову, политический диссонанс в действиях губернатора-коммуниста уже начинает проявляться. Например, господин Клычков до сих пор не может полностью укомплектовать команду и найти заместителя по «социалке», хотя эта сфера считается профильным полем для работы коммунистов. Без внимания губернатора остается инициатива по возвращению прямых выборов мэра, хотя у КПРФ есть четкая позиция на этот счет.
Курск и Липецк: из губернаторов в сенаторы
В 2014 году, когда в последний раз избирались главы Липецкой и Курской областей, губернаторы Олег Королев и Александр Михайлов находились у руля регионов уже весьма продолжительное время. Срок первого шел на семнадцатый год, второго — на четырнадцатый. Тем не менее губернаторы-долгожители еще имели запас политической прочности и показывали нужный результат. Оба политика отсекли от выборов основных конкурентов (в случае с господином Михайловым это был «непотопляемый» Александр Руцкой) и провели кампанию референдумного типа. Олег Королев в итоге показал выдающиеся 81,3%, Александр Михайлов — чуть более скромные 66,8% (с явкой меньше 40%). Спустя четыре года возможность очередного переизбрания уже мало кто рассматривал всерьез, лишь белгородский губернатор Евгений Савченко получил добро на новую пятилетку в 2017 году. Оба отставника синхронно подались в сенаторы примерно через две недели после своих добровольных отставок.
На смену Олегу Королеву и Александру Михайлову регионы получили двух молодых технократов — Игоря Артамонова и Романа Старовойта. Первый — бывший вице-президент Сбербанка, второй — экс-глава Росавтодора. Оба врио делали успешные карьеры в своих сферах. К примеру, господин Старовойт шесть лет довольно эффективно руководил дорожным агентством и только получил новую работу — заместителя министра транспорта. Это случилось в конце сентября, а уже в начале октября чиновник отбыл в Курскую область. В статусе замминистра он провел всего две недели.
Если появление Романа Старовойта в Курской области было более или менее предсказуемо (он назывался в числе возможных сменщиков Александра Михайлова еще весной), в чем-то объяснимо (регион традиционно страдает из-за ситуации с дорогами) и даже имело объективные причины (господин Старовойт родом из Курска), то Игорь Артамонов стал для Липецкой области полной неожиданностью. Главный вывод, который читается между строк: старым губернаторам не дали выбрать преемников (как, например, Алексею Гордееву), а значит, ситуация будет идти по сценарию кардинальной перезагрузки власти.
Несмотря на схожие обстоятельства прихода к власти (оба врио — технократы-варяги), Игорь Артамонов и Роман Старовойт имеют разный багаж политического и госуправленческого опыта. Вернее, у курского назначенца он есть, и весьма солидный — пять лет работы в правительстве Санкт-Петербурга и два года в аппарате правительства РФ, а вот у липецкого — отсутствует напрочь. И это, как считают политологи, чуть ли не главный риск на предстоящих выборах в Липецкой области, поскольку господин Артамонов уже успел прославиться на всю страну неоднозначными жестами и заявлениями. Врио сознательно позиционирует себя деполитизированным управленцем, который решает любую проблему в рамках бизнес-модели. Даже к самому процессу избрания он относится с нарочитым пренебрежением, заявляя, что ему «пофиг» на проценты.
«Это модная позиция, но в то же время опасная — нельзя руководить регионом, исключая политический фактор. Да и странно идти на выборы, так откровенно пренебрегая политическим аспектом госуправления и политикой, как таковой, — отмечает Владимир Слатинов. — Если появится реальный оппонент, который сможет объяснить несостоятельность такого подхода, это будет мощный удар. В этой ситуации Игорь Артамонов — это большой риск для администрации президента».
Роман Старовойт до сих пор не завершил структурно-кадровое переформатирование власти. В отличие от Игоря Артамонова, еще в декабре заявившего о самовыдвижении, курский врио медлит с политическим позиционированием. Команду он собирает частично из местных, частично из «возвращенцев» и варягов и таким образом формирует пул приближенных — тех, кто будет ему лично обязан своим назначением, считают политологи.
«Главный риск Романа Старовойта — невнятность. У него пока нет миссии, нет понятных кадровых решений. Его плюс в осторожности, но на фоне ухудшающегося положения в стране он может разочаровать избирателей», — полагает Владимир Слатинов.
Тамбов и Белгород: атаки на действующую власть
Еще одним преемником в губернаторском корпусе Черноземья является тамбовский губернатор Александр Никитин, который пришел к власти еще в 2015 году. Но в отличие от Александра Гусева, его преемничество не было прямым — он вышел из команды тамбовского «долгожителя» Олега Бетина не в качестве продолжателя, а в качестве лучшей альтернативы, и теперь, считают политологи, вынужден доказывать, что превосходит предшественника. Сейчас господин Никитин старается форсировать экономическое развитие региона, и эффект низкой базы даже позволяет демонстрировать некоторые успехи в этом направлении, отмечают наблюдатели.
Главным риском для губернаторства Александра Никитина (выборы губернатора Тамбовской области уже в следующем году) на данный момент является антикоррупционная кампания, которую разворачивают противодействующие ему силы. Внешне система выглядит консолидированной, однако борьба за власть идет на уровне групп влияния, и силовики в ней играют активную роль.
Сверхзадача белгородского губернатора Евгения Савченко, который в конце 2018 года отметил 25-летний юбилей управления регионом, — досидеть до конца и добиться права выбрать преемника. Господин Савченко сразу заявил, что это будет его последний срок, и уже в первый год новой пятилетки ему пришлось отражать серьезную информационную атаку. Впрочем, ситуация в регионе по-прежнему находится под контролем, а на коррупционные вызовы, каким, например, стала история со взяточничеством в городском управлении земельных отношений, Евгений Савченко отвечает стремительными ротациями. Так, переизбранный несколько месяцев назад мэр Белгорода Константин Полежаев был заменен на вице-губернатора по ЖКХ Юрия Галдуна в течение недели. Кроме того, господин Савченко по-прежнему стабильно демонстрирует реальный экономический результат. Даже после 25 лет у власти он продолжает оставаться инноватором и губернатором-передовиком.