Нефть разошлась с рублем
Рост товарного рынка слабо отражается на валютном
В конце минувшей недели стоимость фьючерсных контрактов на европейскую нефть Brent впервые в этом году поднялась выше уровня $66, российской Urals — выше $65 за баррель. Резкому росту цен на нефть способствует падение добычи в Саудовской Аравии и Венесуэле. Вместе с тем удорожание сырья почти не повлияло на курс рубля, движение которого определялось новостями о готовящихся антироссийских санкциях.
В пятницу стоимость европейских сортов нефти впервые с ноября поднялась выше уровня $66 за баррель. По данным агентства Reuters, стоимость ближайшего контракта на поставку североморской нефти Brent достигала отметки $66,16 за баррель, максимального значения с 20 ноября. На спот-рынке цена Brent поднялась еще выше, до отметки $66,28 за баррель. Трехмесячный максимум обновила и цена российской Urals, которая достигала уровня $65,9 за баррель.
По итогам дня цены остановились на уровнях на 2,4–2,8% выше значений закрытия четверга, за неделю они выросли на 6–7,8%.
Повышение цен на нефть вызвано обеспокоенностью рынка относительно достаточности предложения, поскольку начинает чувствоваться эффект обещанных странами ОПЕК сокращений производства нефти, отмечает аналитик рынка сырьевых товаров Julius Baer Карстен Менке. В среду Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщило о том, что среднесуточная добыча картеля в январе упала до минимума почти за четыре года в 30,83 млн баррелей в сутки, что на 930 тыс. баррелей ниже показателя декабря. Снижение произошло в первую очередь за счет уменьшения добычи в Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейте и Анголе. Днем ранее министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих сообщил, что в марте королевство сократит суточную добычу нефти до 9,8 млн баррелей, что на 500 тыс. баррелей ниже уровня, предусмотренного соглашением ОПЕК+. В ближайшие недели падение добычи нефти в королевстве продолжится в связи с приостановкой добычи на крупнейшем в мире месторождении Safaniyah. По данным агентства Bloomberg, компания Saudi Aramco снизит добычу на месторождении для устранения неисправности силового кабеля. По словам источников агентства, ремонтные работы, как ожидается, продлятся до начала марта.
Усиливают беспокойство инвесторов относительно поставок нефти на мировой рынок американские санкции, введенные в отношении венесуэльской нефтегазовой компании PDVSA.
В результате введенных ограничений Венесуэла снизила поставки нефти в США в пять раз. По данным Минэнерго США, в начале февраля импорт нефти в США из Венесуэлы опустился в среднем до 117 тыс. баррелей в день, тогда как в конце января составлял 587 тыс. баррелей в день. «Санкции против Венесуэлы ведут к дефициту предложения высокосернистой нефти на мировом рынке, что ведет к росту стоимости всех сортов нефти»,— отмечает портфельный управляющий группы «Тринфико» Фарит Закиров (см. также “Ъ” от 14 февраля).
В таких условиях участники рынка не исключают дальнейшего повышения цен на нефть.
«На уровне цен выше $70 за баррель инфляция цен на горючее может снова встать во главу угла, что, возможно, вынудит администрацию США занять более мягкую позицию по Ирану или Венесуэле, а также окажет давление на спрос в основном на развивающихся рынках»,— отмечает Карстен Менке. По словам стратега по операциям на товарно-сырьевых рынках Сбербанка Михаила Шейбе, в феврале большое значение для рынка нефти будет иметь развитие ситуации вокруг торговых отношений США и Китая. «Импортные пошлины тормозят рост мировой экономики, и любые сомнения в том, что этим странам удастся договориться, оказывают давление на нефтяной рынок»,— отмечает господин Шейбе.
Вместе с тем подъем цен на нефть почти не отразился на российском валютном рынке. По итогам основных торгов пятницы курс доллара на Московской бирже остановился возле отметки 66,61 руб./$, лишь на 4 коп. ниже закрытия четверга, но на 80 коп. выше значений закрытия предыдущей недели. По словам аналитика «Альфа-Капитала» Артема Копылова, сейчас курс рубля эластичен по отношению к нефти, так как настроения инвесторов негативны из-за обсуждения очередного раунда санкций в Конгрессе США (см. “Ъ” от 15 февраля).