Специнвестконтакт

Группа ГАЗ и Volkswagen планируют расширение партнерства

В случае успеха продолжающихся переговоров о снятии санкций США с группы ГАЗ Олега Дерипаски немецкий Volkswagen (VW) может стать не только ее совладельцем, но и участником специнвестконтракта (СПИК) с государством. Совместные вложения, дополнительные к текущим 20,9 млрд руб. в рамках СПИК, составят 13,7 млрд руб. Они пойдут на локализацию на мощностях ГАЗа легкого коммерческого автомобиля VW Crafter, а также грузовиков линейки Traton AG (MAN, Scania, VW), новых тягачей «Урал» и грузовиков линейки Next.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Группа ГАЗ и VW могут вложить 13,7 млрд руб. в развитие совместных продуктов в рамках СПИК отечественного автоконцерна, рассказали источники “Ъ”, знакомые с ходом переговоров. Это дополнительные инвестиции в проект, помимо уже заявленных 20,9 млрд руб., которые ГАЗ в рамках подписанного СПИК направит на модернизацию и развитие модельного ряда в течение десяти лет. По данным “Ъ”, партнер в лице VW будет привлечен в случае снятия санкций с группы ГАЗ, а средства направлены на развитие производства среднетоннажных грузовиков ГАЗ и тяжелых грузовиков «Урал», а также выпуск новых моделей: легкого коммерческого автомобиля (LCV) VW Crafter и тяжелых грузовиков MAN.

Олег Дерипаска и его ключевые активы, в том числе группа ГАЗ, были 6 апреля 2018 года включены в SDN-список Минфина США. Его фигурантам закрыт доступ к финансовой системе США, американским гражданам и компаниям запрещено вести дела с ними. С «Русала» и ряда других активов санкции сняли (см. “Ъ” от 28 января) после отказа бизнесмена от контроля над ними, в отношении ГАЗа таких решений не принято, хотя вступление ограничений в силу отложено до 7 марта. В октябре 2018 года вице-премьер Дмитрий Козак сообщал, что обсуждаются варианты вывода группы из-под санкций, в том числе вхождение государства или других инвесторов, среди которых назывался VW.

Но источники “Ъ” полагали, что немцы могут пойти на это только уже после снятия санкций (см. “Ъ” от 18 января). Первый вице-премьер Антон Силуанов 15 февраля подтверждал, что переговоры о выведении группы из-под санкций продолжаются и в их рамках структура ГАЗа может измениться. «Еще необходимо выполнить ряд внутрикорпоративных процедур, они еще не готовы, находятся в процессе реализации. Как только сможем эти процедуры выполнить, соответственно, будет обращение к соответствующим американским органам, которые принимают решение»,— сообщил он.

Сейчас в СПИК группы (“Ъ” ознакомился с его параметрами) упоминаний немецкого автоконцерна нет. Однако в нем говорится о «компании-партнере». В частности, сообщается, что в течение двух лет с момента снятия санкций с ГАЗа инвестор и компания-партнер проведут переговоры о возможном сотрудничестве в части производства продукции и компания-партнер примет на себя обязательства в рамках контракта. При этом параметры инвестпроекта соотносятся с заявленными моделями.

Так, речь идет о производстве в режиме контрактной сборки с 2019 года тяжелых грузовиков максимальной массой 18–44 тонн, а также с 2021 года LCV с дизельным двигателем массой 3–5 тонн «в кооперации с компанией-партнером» (под эти параметры подходят как модели «Газель», так и VW Crafter). К 2024 году планировалось выйти на ежегодные объемы в 14 тыс. и 10 тыс. штук соответственно.

Собеседники “Ъ” на рынке отмечают, что запланированные объемы выпуска завышены с учетом объемов российского рынка и, вероятно, часть автомобилей планируется экспортировать.

По данным «Автостата», в 2018 году рынок новых грузовиков вырос на 2,7%, до 82,3 тыс. штук, при этом продажи Scania увеличились на 17,1%, до 6,7 тыс. штук, MAN — на 7,3%, до 5,1 тыс. штук (грузовики VW в РФ не представлены).

Источники “Ъ” полагают, что в части создания на ГАЗе грузового автомобиля в режиме контрактной сборки речь, скорее всего, идет именно о линейке Traton AG (MAN, Scania, VW). Из линейки самой группы под параметры подходят только автомобили «Урал», которые выпускаются в различных вариациях полной массой 13–48 тонн, но проект по созданию нового дорожного грузовика «Урал» полной массой 33–48 тонн (самосвал, тягач) вынесен в СПИК отдельно (его также планируется реализовать с компанией-партнером). По той же схеме запланировано создание нового городского и магистрального LCV Next категории N2, N3 (к категории N2 относится «Газон», N3 — «Урал»).

В VW перенаправили вопросы “Ъ” в группу ГАЗ, там параметры СПИК не комментируют. В Scania и MAN также перенаправили “Ъ” в ГАЗ, отметив, что в 2017 году VW Truck & Bus (с сентября 2018 года Traton Group), в которую входят MAN Truck & Bus и Scania, подписала соглашение о намерениях с группой ГАЗ по изучению перспектив углубления локализации. В MAN добавили, что «Traton Group заинтересована в стратегических инвестициях в производство в РФ и изучает различные возможности для этого шага». В Scania сообщили, что заинтересованы в расширении промышленного присутствия в РФ и изучают механизмы господдержки коммерческого транспорта.

Минпромторг рассматривает и отдельную заявку VW на СПИК, в рамках которой концерн также хочет продолжить сборку на мощностях группы ГАЗ Олега Дерипаски, но продолжит инвестиции в производство только после снятия с российской компании санкций (см. “Ъ” от 14 февраля).

Партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич полагает, что в случае снятия санкций с группы ГАЗ риски реализации проекта для иностранного инвестора минимальны, случаев повторного введения мер не было. Более того, отмечает юрист, работа с компанией, в отношении которой сняты санкции, менее токсична, чем с той, в отношении которой ходят слухи об их возможном введении.

Ольга Никитина, Наталья Скорлыгина

Вся лента