В Самаре соперничество между банками строится на принципах здоровой конкуренции
Директор сети операционных офисов Райффайзенбанка по Самарской области Елена Попова рассказала о том, что ждет банковский рынок в текущем году и какие сегменты требуют особого внимания.
— Насколько Вы довольны результатом работы отделения по итогам 2018 года?
— Процентов на 90. К концу года мы подошли с уверенным ростом по основным направлениям бизнеса: заметная динамика отмечается и в розничном, и в корпоративном сегментах. Но всегда есть, над чем работать, к чему стремиться. И цель номер один на этот год — ускорить темпы прироста в корпоративном бизнесе. Отделение неизменно показывает хороший результат в этом сегменте, но я уверена, мы используем не весь потенциал. За 11 месяцев 2018 года мы добились увеличения кредитного портфеля в среднем и крупном бизнесе более чем на 60%; в части пассивов произошел кратный рост — более чем в 3 раза. При этом нам доступна потрясающая клиентская база. И речь здесь идет не только о родной Самарской области. Мы выходим также в Оренбург, Ульяновск, Пензу. В этих регионах большое количество организаций, с которыми нужно развивать сотрудничество.
— Как ощущается влияние малого и микробизнеса на экономику региона? Какие Вы замечаете предпочтения и потребности у малого бизнеса при совместной работе?
— Состояние и активность малого бизнеса — своеобразный индикатор «здоровья» экономики региона. Небольшие компании заметно влияют на всю бизнес-среду, задавая ключевые векторы развития. Работа с ними была и останется для нас одним из приоритетов. Каждый год по числу активных клиентов в сегменте малого и микробизнеза мы прирастаем в среднем на 20%. Сегодня их количество превышает 2,5 тысячи.
Если говорить об основных потребностях предпринимателей, то они практически не изменились. Как и раньше нужны РКО, быстрые переводы, доступные кредитные продукты и карты для бизнеса. Основные перемены происходят скорее в части ожиданий от сотрудничества с банком. Предприниматели рассчитывают с помощью финансового партнера сократить временные расходы, связанные с ведением бизнеса. Поэтому мы взяли курс на непрерывное усовершенствование дистанционных каналов обслуживания. Проводить операции, оформлять новые продукты, получать кредитные лимиты для бизнеса должно быть также просто, как и для частных клиентов. Одновременно все менее заметными должны быть территориальные границы. Поэтому в прошлом году мы сделали важный шаг в этом направлении — запустили удаленное открытие расчетных счетов для малого бизнеса в городах, где банк не представлен отделениями. И старт получился очень хорошим — Райффайзенбанк стал победителем премии «Финансовая элита России 2018» в номинации «Гран-при: банк года» за достижения в развитии дистанционного обслуживания малого бизнеса в регионах России.
Стратегически верные инвестиции
— Осенью 2018 года в банковской сфере произошли заметные изменения, которые были вызваны первым за несколько лет повышением ключевой ставки. На последнем заседании ЦБ РФ ее размер пока сохранили на прежнем уровне. Как, по Вашему мнению, будут развиваться события дальше? Что будет с рынком кредитования? Придем ли мы снова к стагнации?
— Я предполагаю, что в среднесрочной перспективе размер ключевой ставки ЦБ РФ все-таки вырастет. Не думаю, что мы вернемся к 2013–2014 году, но определенные изменения все же произойдут. По оптимистичным прогнозам объем кредитования в розничном сегменте в целом по рынку сохранится на уровне 2018 года, но, вероятнее, мы увидим снижение на 10-15%.
— Вместе с тем проценты по депозитам почти весь прошлый год демонстрировали рекорды по снижению и доходили до 4-4,5%. К концу года тенденция сменилась некоторым ростом и сейчас средняя ставка 6-7%. Насколько часто клиенты прибегают к альтернативным инструментам приумножения сбережений?
— Спрос на более сложные продукты, такие как ПИФы, программы доверительного управления, растет, но без резких всплесков. Все больший интерес вызывают программы накопительного страхования, которые сочетают в себе формирование вклада на будущее для себя или детей, а также гарантию финансовой защиты клиента и его близких в непредвиденных ситуациях: несчастный случай, уход из жизни. Но пока эти инструменты используют преимущественно премиальные клиенты, которым недостаточно классических депозитов. Некоторые из них более консервативны, кто-то, напротив, открыт к смелым программам с более высоким уровнем доходности. После внимательного изучения активов клиента наши финансовые консультанты составляют соответствующую стратегию размещения средств, которая отвечает его запросам, ожиданиям и требованиям.
— По Вашему мнению, следует ли ждать более заметного роста доходности по депозитам?
— Многое зависит также от решений регулятора в отношении ключевой ставки. Одновременно сохраняется принцип сезонности. Особенно это заметно в период выплат бонусов, премий в конце года, когда вслед за процентной ставкой по депозитам растет и пассивная база банков. Но и в течение года в нашем отделении не было падения по объемам привлеченных средств. Напротив, общие пассивы по итогам третьего квартала выросли почти на 20%. При этом я бы отметила, что меняются предпочтения клиентов — вектор спроса сместился с привычных вкладов в сторону накопительных счетов. И это объясняется просто: клиентов привлекает возможность свободно управлять своими сбережениями.
В партнеры выбирают надежные и стабильные банки
— Вы более 20 лет работаете в банковской сфере, как оцениваете ее состояние сегодня?
— За последние несколько лет ситуация на рынке банковских услуг заметно изменилась. В Самарской области, как и в целом по России, существенно снизилась доля региональных банков. На передовые позиции вышли крупные игроки — федеральные банки. И не последнюю роль в этом процессе сыграла смена ключевых критериев при выборе банка-партнера со стороны клиентов. На первый план выходит надежность и стабильность финансовой организации. И с введением системы страхования вкладов малого бизнеса преимущество системообразующих банков, в число которых входит Райффайзенбанк, усиливается. Но, что особенно важно, соперничество между банками в регионе строится на принципах здоровой конкуренции, поэтому работать здесь комфортно.
— У Вас есть опыт работы и в российских, и в международных банках. Насколько сильно они отличаются друг от друга?
— На мой взгляд, существенных различий нет. И российские игроки, и банки с участием иностранного капитала применяют общие принципы выстраивания бизнес-процессов. Все мы опираемся на законы Российской Федерации и действуем в рамках правил и требований, которые устанавливает Центробанк. Другой вопрос, что могут отличаться приоритеты. Например, по масштабам бизнеса в России Райффайзенбанк уступает госбанкам, но при этом мы показываем очень хорошую эффективность. И для нас это важнее. Такой подход дает очевидный результат: даже в 2014–2015 годах, когда влияние кризиса на экономику страны было максимальным, Райффайзенбанк был одними из немногих, кому удалось сохранить положительную динамику по прибыли. Одновременно с этим банк вкладывает серьезные ресурсы в проекты для внутренней аудитории — сотрудников, выступает спонсором различных культурных проектов и многое другое.
— Недавно исполнился год, как Вы вступили в должность директора самарского отделения. Что получилось? Что нет? И какие дальнейшие цели стоят перед Вами?
— Основная задача, которую я определила для себя в самом начале — сохранить темпы развития бизнеса. И я считаю, что мы не подвели ни руководство, ни акционеров. Конечно, совершенству нет предела. Я стремлюсь к тому, чтобы бренд Райффайзенбанка и для частных клиентов, и для компаний из всех сегментов бизнеса всегда ассоциировался с надежностью и успехом. В своей работе мы используем лучшие европейские практики, придерживаемся стандартов международного банковского дела, уделяем огромное внимание развитию сотрудников, что в итоге позволяет предлагать клиентам финансовое обслуживание высочайшего уровня.