Штрихи к Станиславскому
Альбомы с эскизами великого режиссера изданы под одной обложкой
Впервые изданы рисунки Станиславского, который, как оказалось, был не только режиссером, но и остроумным художником. Альбом с его рисунками к постановкам МХАТ рассматривал «Огонек».
Метод Станиславского, на который до сих пор опираются во всем мире, кажется, изучен досконально, но как складывался, формировался уникальный талант самого режиссера? Этот вопрос приобрел особенную актуальность в нынешнем, 2019 году, который, как известно, объявлен в России годом театра. Константин Станиславский отличался удивительной основательностью в работе. Свои впечатления, начиная с детских лет, он старался тщательно записывать или зарисовывать. Еще в 1870 году, когда юному Косте Алексееву было всего 7 лет, он увлекся игрой в кукольный театр и просил покупать ему иллюстрации и книги для рисования кукол и декораций. Так формировался совсем другой талант Станиславского, о котором известно гораздо меньше,— талант художника, сценографа, декоратора. В результате в наследство нам достались десятки режиссерских альбомов и множество подготовительных материалов мастера — рисунки, фотографии, журнальные вырезки.
Многие из этих материалов находятся сегодня в отдельном особом хранении Музея МХАТ — в режиссерской библиотеке К.С. Станиславского. Однажды директор Музея МХАТ Марфа Бубнова, ища эскизы декораций Станиславского к спектаклю «Фома» по повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», обратила внимание на альбом в сером холщовом переплете с надписью «Эскизы К.С. Алексеева». В этом альбоме оказался эскиз к спектаклю «Фома», а также эскизы к спектаклям Общества литературы и искусства, созданные Станиславским. Выясняя, не единственный ли это альбом, исследовательница обнаружила вскоре более 10 альбомов с эскизами и планировками декораций, зарисовками костюмов и предметов бутафории, рисунками с натуры и поисками гримов. Так появился альбом «Неизвестный Станиславский. Материалы к постановкам, мотивы декораций, эскизы костюмов, гримы» (издательство «Бослен»). Найденные работы открывают внутреннюю лабораторию создания спектакля, показывают кропотливую работу режиссера. Рисунки Станиславского, опубликованные в полном объеме в этой книге, издаются впервые.