Каспийский шельф прирастает ЛУКОЙЛом
Компания вложится в СП с Казахстаном
ЛУКОЙЛ близок к тому, чтобы подписать контракт с «Казмунайгазом» по освоению малоизученного блока Женис на казахстанском шельфе Каспийского моря. Компания готова вложить в разведку блока $350 млн, а в случае открытия месторождения, по словам главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, компания получит компенсацию добытым сырьем. По мнению экспертов, добыча может быть рентабельной даже при некрупном открытии при условии низкой налоговой нагрузки.
ЛУКОЙЛ инвестирует $350 млн в геологоразведку блока Женис в казахстанской части шельфа Каспия, сообщил глава российской нефтекомпании Вагит Алекперов по итогам переговоров с местным государственным «Казмунайгазом». Доли в совместном предприятии распределятся поровну между ЛУКОЙЛом и «Казмунайгазом», на подписание контракта стороны надеются выйти в течение месяца. Для вхождения в проект ЛУКОЙЛ заплатит «подписной бонус» в $5 млн. По оценке господина Алекперова, стадия геологоразведки займет семь-девять лет, а в случае открытия месторождения понесенные затраты будут учитываться «при разделении прибыльной нефти». В ЛУКОЙЛе не ответили на вопросы “Ъ”.
Женис (глубина моря — 75–100 м) расположен в южной части казахстанского шельфа, недалеко от этого района находятся и другие СП ЛУКОЙЛа и «Казмунайгаза» — Центральное (у ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» — по 25%) и Хвалынское месторождения (доля российской компании — 50%). Расстояние от участка до берега — 80 км, до порта Актау — 180 км. Площадь участка — 6,8 тыс. кв. км. По оценке Gaffney, Cline & Associates, сделанной без учета запасов Северо-Каспийского проекта (Кашаган, Актоты, Кайран и Каламкас-море), ресурсы казахстанского шельфа составляют 2,3 млрд тонн нефти.
На подписание контракта по Женису ЛУКОЙЛ надеялся выйти осенью 2018 года, но согласование условий заняло больше времени. Первоначально глава ЛУКОЙЛа оценивал инвестиции в разведку в $270 млн, из которых на первом этапе сейсмика и бурение скважины должны были обойтись в $60 млн. Теперь на первый этап ЛУКОЙЛ собирается выделить $50 млн, а затем еще $300 млн. В Казахстане ЛУКОЙЛ владеет долями в трех действующих нефтяных проектах: Тенгиз (доля 5%), Карачаганак (13,5%) и Кумколь (50%) и обсуждает вхождение в блок I-P-2. На долю ЛУКОЙЛа в Казахстане в добыче нефти приходится около 3 млн тонн.
Вагит Алекперов, глава ЛУКОЙЛа, февраль 2018 года
Мы знаем хорошо геологию Каспия, наши геологи рассчитывают на открытия
В условиях снижения добычи на основных материковых месторождениях Казахстан активизировал работу по шельфовым проектам. Интерес к морским участкам в Казахстане Вагит Алекперов объяснял изменением с 2018 года налогового законодательства для работы на шельфе, что «позволяет иметь хорошую норму рентабельности на сложнопостроенных месторождениях». В 2011–2012 годах, на пике нефтяных цен, власти Казахстана решили отказаться от налогового режима соглашений по разделу продукции (СРП) и перейти для новых проектов на обычный, менее выгодный для инвесторов режим. В результате ряд западных мейджоров отказались от планов по казахстанскому шельфу — в частности, Total не стала вкладываться в освоение Жениса.
По мнению Андрея Громадина из Sberbank Investment Research, судить о перспективности данного проекта можно будет только после первого этапа разведки, на который может уйти два-три года. Рентабельная разработка Жениса возможна даже в случае открытия небольшого месторождения, если компания получит благоприятные условия по разделу продукции, которые пока не раскрыты, отмечает эксперт. В последние годы ЛУКОЙЛ был активен исключительно в российской части Каспия, где были получены значительные льготы от правительства, замечает аналитик, в первую очередь ведя разработку на месторождениях им. Корчагина и Филановского. Разработка офшорных месторождений действительно требует миллиардных инвестиций, отметил господин Громадин, сам ЛУКОЙЛ уже вложил в каспийские проекты более $10 млрд с 2006 года.